На других языках

Форма входа

Облако тегов

Помощь проекту

WebMoney

Яндекс-Деньги

Календарь

«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 132

Музыка

Друзья сайта

ТрадициЯ. Русская энциклопедия! Рубеж Севера www.nastavlenie.ru Спорт, Зож, sXe НСН Венед Русская цивилизация Информационно-справочный интернет-портал ПАТРИОТ ПОМОРЬЯ
Главная » 2012 » Июнь » 9 » Было ли на Руси монголо-татарское иго? 4 часть
07:58
Было ли на Руси монголо-татарское иго? 4 часть
Было ли на Руси монголо-татарское иго?

Было ли на Руси монголо-татарское иго?

Бой в центре был особо затяжной и суровый. В летописях есть строки, что кони бойцов уже не могли не ступать по трупам павших, так как не было свободного места. «Пешаа русскаа великаа рать, аки древеса сломишися и, аки сено посечено, лежаху, и бе видети страшно зело…». В центре и на левом фланге русские были уже на грани прорыва своих позиций татарами, но помог контрудар Глеба Брянского, который с владимирскими и суздальскими полками атаковал татар свежими силами. Основной удар татары направили на русский полк левой руки, он не удержался, оторвался от большого полка и побежал к Непрядве, татары преследовали его, возникла угроза тылу русского большого полка.
Командовавший засадным полком Владимир Андреевич предлагал нанести удар раньше, но воевода Боброк удерживал его от этого рискового шага, а когда татары прорвались к реке и подставили засадному полку тыл, то приказал вступить в бой. Удар русской конницы из засады в тыл оказался решающим: татарская конница была загнана в воду и там разгромлена. Одновременно с этим перешли в наступление полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Татары смешались и обратились в бегство. Ход боя был преломлён, Мамай, наблюдавший за битвой с холма, бежал с небольшими силами, как только русский засадный полк вступил в битву. У татар не было резервов, чтобы повлиять на исход боя или прикрыть отступление, поэтому они побежали с поля боя. Засадный полк преследовал отступавших татар до речки Красивой Мечи 50 вёрст, «избив» их «бесчисленное множество».
Вернувшись из погони, Владимир Андреевич стал собирать воинов. Сам Дмитрий был сбит с коня и контужен, но смог убежать в лес, где и был найден после битвы под срубленной берёзой в бессознательном состоянии – трус! Заслуги Дмитрия в битве минимальны, а сам он пытался спрятаться и потом убежал в лес, где захоронился под сваленной берёзой. Суммируя все факты, сделаю простой авторский вывод, сугубо личный, - Дмитрий, пожалуй, был самым трусливым правителем за всю более чем тысячелетнюю историю России.
Точных данных о битве мы никогда не узнаем, но потери как с одной, так и с другой стороны были крупными – уместно говорить о нескольких десятках тысяч павших воинов.
В ходе Куликовской битвы Москва только упрочила своё лидерство в качестве общерусского лидера. В 1381 г. самостийный до этого и очень своевольный Олег Рязанский признал себя «младшим братом» Дмитрия. Этот шаг можно назвать подтверждением наших выводов о независимости Москвы и отсутствии татарского ига на Руси.
В русской историографии одной из известнейших дат XIV в. является 1382 г. – год разгрома города Москвы ханом Тохтамышем. Напомню, что тогда князь Дмитрий попросту бежал из города на север. Но историками совершенно упускается из вида военная победа Владимира Андреевича Серпуховского над одним из крупных отрядов войска Тохтамыша, которая по сути заставила ордынского хана поспешно отступать. Татары напали на войско Владимира Андреевича близ Волока, но он обратил их в бегство. Ермолинская летопись сообщает, что Владимир Андреевич «удари на нихъ, и тако многыхъ избиша ту, а иныхъ поимаша, а инии прибегоша къ Тахтамышу». Опасаясь войска князя, Тохтамыш поспешил покинуть русские пределы после взятия Москвы: «того ради не много днии стояше у Москвы, но вземъ Москву, скоро отъиде» - сообщает Симеоновская летопись.
В 1391-1392 гг. состоялся крупный поход новгородцев и устюжан на Вятку, Каму и Волгу, взятие ими Джукетау-Жукотина и Казани (за полтора века до Ивана Грозного!). Рогожский летописец сообщает об этих событиях (1392): «Того же лета Новгородци Новагорода Великаго да и Устьюжане гражане и прочии къ тому совокупившеся выидоша въ насаде[хъ] и въ ушькуехъ рекою Вяткою на низъ и взяша Жукотинъ, и пограбиша весь, и Казань, и пакы выидоша на Волгу и пограбиша гостеи всехъ, и тако поидоша прочь». 
В 1399 г. великий князь Московский Василий Дмитриевич отправил своего брата Юрия Дмитриевича походом на татар. Поход оказался крайне удачным: русские взяли Булгар, Жукотин, Казань и Керемчук, 3 месяца успешно воевали и грабили татарскую землю, после чего «възвратишася съ мьногою користию», как пишет Новгородская IV летопись.
После ряда подобных сообщений нет никакого смысла говорить об «иге». Формально теория «ига» держится на 2 вещах: выплате дани (о том, что это никакая не дань я уже говорил) и на признании некоторыми князьями вассальной зависимости от татарского хана (дипломатическая политика, которой не чурались и в XVI в. и не нам, из XXI в., лезть в неё).
В 1400 г. рязанский князь Олег Иванович вместе с пронскими князьми, муромским и козельским князьями в пределах Черлёного Яра возле Хопорь до Дона, разгромили татарское войско Мамат-Салтана «и иныхъ князей Ординскихъ поимаша».
В 1404 г. татарское войско совершило набег на рязанские пределы, князь Федор Олгович послал за ними в погоню русские отряды, которые настигли татар и, как сообщает Никоновская летопись, «Татаръ биша, и полонъ отъяша, и многыхъ Татаръ поимаша, и возвратишася на Рязань со многою радостию».
В 1409 году воевода Анфал (ум. 1417) предпринял поход на Булгар: сто насадов шло Камою, а пятьдесят Волгою. Это разделение шайки погубило ее: татары напали на тот отряд, который шел по Каме, и разбили его; сам Анфал был взят в плен и отведен в тюрьму. Волжские насады не поспели на помощь камским. 
Далее в летописях известия об ушкуйниках пропадают. Но это было связано, скорее, не с их исчезновением, а с более жесткой цензурой летописей московскими правителями в XV - XVII вв. Стоит сказать, что именно от новгородцев  пошло местное Яицкое казачество. В конце XV века вольная республика ушкуйников с выборными воеводами, ватаманами и попами в ходе военных походов 1459 и 1489 гг. была взята под контроль Москвы. Часть населения бежала, часть была расселена на южной границе России. Те и другие вполне могли стать основанием казачества Дона, Волги и даже Днепра. Население Вятской республики составляли в основном выходцы из Киевской Руси (в XIII веке), Новгорода Великого (в XIV—XV веках) и других русских земель. Именно от них, надо полагать, произошло казачество Яика и часть казаков Дона.
В сентябре 1410 г. рязанцы опять разгромили татар, которые пришли в Рязанские пределы, пограбили  селения и увели в рабство многих местных жителей. Рязанцы настигли татар, разгромили их и отняли «полон».
Следующий серьёзный разгром татар был произведён рязанцами в 1425 г. Никоновская летопись сообщает: «Тое же осени приходиша Татарове на Рязанскую украину и возвратишяся съ полономъ въ Поле. Рязанцы же въ погоню идоша за ними и постигоша ихъ, биша и полонъ отъяша».
В 1429 г. татары подошли к Галичу Мерьскому и попытались его захватить, чего сделать им не удалось. Тогда они «волости повоеваша», после чего разграбили Кострому. Князь великий отправил вослед татарам своих дядек Андрея и Константина и с ними Ивана Дмитриевича с полками. Они дошли до Нижнего Новгорода, но, потеряв след, вернулись назад. Князья Федор Стародубский Пёстрый и Федор Константинович со своими полками погнались за ордынцами и разгромили татар и бесермен, отняли весь «полон», впрочем, нагнать царевича и мурзу Али-бабу не смогли.
В 1431 г. Василий II Тёмный послал войско в Волжскую Булгарию под командованием Федора Давыдовича Пестрого, два года назад освободившего «полон» татарский. Симеоновская летопись сообщает, что князь «взя ихъ и всю землю ихъ плени».
В 1443 г. царевич Мустафа пришёл на Рязань с большим татарским войском, разорил пределы города и «много зла учини». По приказу великого князя князь Василий Оболенский и Андрей Голтяев напали на Мустафу, «и бысть имъ бои крепокъ». Сам Мустафа вместе с многими мурзами и знатными воинами был убит в бою, в плен был захвачен Махмут-мурза и некий известный мурза Азбердей.
Татарский хан Махмут в 1444 г. «сел» в Нижнем Новгороде, оттуда потом пошёл к Мурому. Против него пошёл сам великий князь. Услышав про это, хан отступил к Нижнему Новгороду, но передние полки русских разгромили татар под Муромом, в Гороховце и некоторых других местах. Татар ждал полный разгром! Махмут стремительно и с позором бежал.
В 1450 г. татары пришли на русскую землю с Поля. Великий князь, находившийся в это время в Коломне, послал против них рать во главе с воеводой Константином Александровичем Беззубцевым, который встретился с татарами на р. Бетюце и разгромил татар, а некоторые из татар только смогли убежать.
В 1454 г. «Салтан-царевич» пришёл к реке Оке и переправился с войском через неё, «и грабили, в полон имали и прочь ушли». Узнав об этом, великий князь послал на них своего сына Ивана и другого сына – Юрия, а также сам пошёл на татар. Татары отступали, но воевода Федор Басенок татар нагнал и разгромил, а их «полоны» отнял и возвратил в родные края.
1455 г. хан Сеид-Ахмед пришёл с татарским войском к Оке и переправились через реку ниже Коломны. На них великий князь послал князя Ивана Юрьевича с большим войском. русские разгромили татар.
Через 4 года – в 1459 г. Сеид-Ахмед снова пошёл на русские земли. Сын великого князя – Иван Васильевич – будущий государь Иван III, выступил на татар, не дал им переправиться через Оку, отбился от них, а потом и вовсе обратил в бегство.
В 1460 г. хан Большой Орды Ахмат приходил с большим войском под Переяславль Рязанский и стоял под ней 6 дней (Симеоновская летопись) или 3 недели (Ермолинская летопись), каждый день совершая приступы, но рязанцы совершали вылазки, убивая по многу татар. После этого тататры «поиде прочь с великимъ срамомъ».
В 1462 г. воеводы великого князя Борис Кожонов и Борис Слепой с московским войском, а также устюжанами, вологжанами, галичанами пошли мимо Устюга к Вятке, а оттуда по Вятке вниз, а потом по Каме вверх в Великую Пермь. Того же года черемисская рать наступила вместе с казанскими татарами на Устюжский уезд, произвели многие набеги и захватили полоны. Устюжане погнались за ними, насчтигли их и отняли все полоны.
1469 г. ознаменовался крупной победой над Казанским ханством. 1 сентября князь Юрий Васильевич вместе с ратью и судами пришли под Казань. Татары встретили их перед городом, были разгромлены московским войском, после чего укрылись за мощными стенами города. Тогда русские, как сообщает Никоновская летопись, «отняша у нихъ воду», вероятно, перекрыв поступление воды в город. Хан, «видя себе въ велице беде», посылал гонцов к великому князю, бил челом (!) и заключил перемирие на условиях Москвы.
В 1471 г. вятчане под началом предводителя Кости Юрьева на судах шли по Волге. Ими был взят татарский город Сарай, «много товара взяша, и плен мног поимаша» (Московский свод); «и множество Татаръ изсекоша, жены ихъ и дети в полонъ поимаша и множество полоноу вземше» (Типографская летопись); «Да взяли Сарай и полону бесчисленная множество и княгинь сарайских» (Устюжская летопись). Узнав об этом, татары Большой Орды собрали свои суда и на множестве судов решили поймать вятчан, однако, как пишет летописец, «они же (вятчане – И.Т.) единако пробишася сквозь их и уидоша со всемъ а под Казанью тако же хотеша переняти их, и тамо проидоша мимо тех со всем в землю свою». Автор Типографской летописи сообщает о попытке татар перехватить  вятчан под Казанью: «Вятчане же бившеся с ними и проидоша здравии съ всемъ полономъ, и многие тоу отъ обоихъ падоша».
1472 г. отметился ещё одной победой над татарами – успешным отражением большого похода хана Ахмата. Симеоновская летопись сообщает: «Того же лета злочестивыи царь ординскыи Ахмутъ подвижеся на Русскую землю съ многыми силами, подговоренъ королемъ Казимиромъ Литовскымъ. Слышавше же то князь великии посла воеводъ своихъ къ берегу съ многыми силами, а преже всехъ Федора Давыдовичя отпусти съ Коломничи, а князь Данило да князь Иванъ Стрига съ многыми людми на Ризъ Положение къ берегу посланы… Того же месяца [Июля] 30 въ четвертокъ, на заговение, прииде весть къ великому князю, что царь съ всею ордою идеть къ Лексину. Князь же великии на второмъ часе дни того повеле пети обедню и, отслушавъ обедню и не вкусивъ ничтоже, поиде въборзе къ Коломне, а сыну повеле за собою въ Ростовъ. А царь Ахмутъ прииде съ многыми силами подъ градъ Алексинъ, а въ немъ людеи мало бяше, ни пристроя городного не было, ни пушекъ, ни пищалеи, ни самостреловъ, но единако подъ нимъ много Татаръ избиша. Въ пятокъ же пакы приступи къ граду съ многыми силами, и тако огнемъ запалиша его, и что въ немъ людеи было, все изгореша, а котории выбегоша отъ огня, техъ изнимаша. По семъ же пакы Татари поидоша въборзе на брегъ къ Оце съ многою силою и вринушася вси въ реку, хотящеи преити на нашу сторону, понеже бо въ томъ месте рати не было, приведени бо быша нашими же на безлюдное место. Но толико стоялъ туто Петръ Федоровичь да Семенъ Беклемишевъ съ малыми зело людми, а Татаръ многое множество побредоша къ нимъ. Они же начаша съ ними стрелятися и много бишася съ ними, уже и стрелъ мало бяше у нихъ, и бежати помышляху. А въ то время приспе къ нимъ князь Василеи Михаиловичь съ полкомъ своимъ, и по семъ приидоша полци княжи Юрьевы Васильевичя; въ тои же часъ за ними и самъ князь Юрьи прииде, и тако начаша одолети христиане Татаромъ. Татари же, видевше множество полковъ христианскыхъ, побегоша за реку, а полци великого князя и всехъ князеи приидоша къ берегу, и бысть многое множество ихъ, такоже и царевича Даньара, Трегубова сына. И сеи самъ царь прииде на брегъ и видевъ многые полкы великого князя, акы море колеблющася, доспеси же на нихъ бяху чисты велми, яко сребро блистающе, и въоружени зело, и начатъ отъ брега отступати по малу. Въ нощи же тои страхъ и трепетъ нападе на нь, и побеже, гонимъ гневомъ Божиимъ, а полковъ князя великого ни единъ человекъ не бывалъ къ нимъ за реку; понеже бо всемилостивыи и человеколюбець Бог, милуяи родъ христианскыи, посла и смертоносную язву на Татаръ, начаша бо напрасно умирати мнози въ полцехъ ихъ, и убоявшеся бегу яшася, яко въ 6 днеи къ катунамъ своимъ прибегоша, отнюду же все лето шли бяху. Сице бысть милосердие Господа нашего Исуса Христа на насъ грешныхъ, и толика победа на противныхъ сыроядець молитвами и молениемъ пречистыя Матери Его, владычица нашея Богородица и присно девы Мариа, и заступлениемъ честныхъ небесныхъ силъ бесплотныхъ, и всехъ святыхъ, и святыхъ чюдотворцевъ Русскыхъ, пресвященныхъ митрополитъ нашихъ Петра и Алексиа и Ионы и прочих всехъ. Слышавъ же то князь великии, что пошелъ царь прочь, и начатъ многые люди свои отпущати за Татары по дорозе ихъ, осталцовъ деля и полону ради христианскаго. И какъ пришла весть къ великому князю, что уже царь пришедъ до катунъ и ко зимовищу пошелъ, и тако, благодаривъ Господа Бога и пречистую Матерь Его, скорую помощницу въ бедахъ, и заступника нашихъ архааггела Михаила и Гавриила, и прочихъ небесныхъ силъ бесплотныхъ, и всехъ святыхъ, ихже молитвами избави Господь родъ христианскыи отъ нахожениа безбожныхъ Агарянъ, и тако распусти братию свою по своимъ отчинамъ, такоже и князи своя и воеводы и вся воя своя, и разидошася кииждо въ свояси, благодаряще Господа Бога, подавшая имъ победу бес крове на безбожныхъ Агарянъ». 
В 1478 г. княжеские воеводы Семеон Иванович и Василий Феодорович Образец с большим войском шли на судах на Казань. Они захватили многие земли татар по Волге, многих татар «изсекоша», захватили многих татар в полон, подошли к Казани и стали под ним лагерем, обстреливая город. Была сильная буря, зарядил дождь, нельзя было приступить к Казани с реки, поэтому московские воеводы выжидали. В это время устюжане и вятчане многих татар перебили по Каме, захватив большое количество басурман в плен. Казанский хан послал к великому князю гонцов, запросив мира, бил челом и принял условия московского великого князя.
1480 г. – стояние на Угре, которого мы касаться не будем, т.к. по этой теме написано много и многими. Эта битва официально считается «окончанием ордынского ига». Но мы-то с вами уже знаем, что никакого «ига» на Руси не было.
Итак, подведя итог, мы приходим к мнению, что никакого «ига» на Руси не было, а то, что принято называть «игом» - обычная вассальная зависимость. Под вассальной зависимостью от Золотой Орды в период с 1240 г. по конец XIV в. попеременно пребывало лишь несколько русских княжеств. А сам русский народ, вопреки сложившемуся мнению, в XIII-XV вв. татарскому беспределу противопоставлял меч, часто громя татарских налётчиков и практически всегда обороняясь до последнего. Ордынские набеги – это, как правило, спровоцированные русскими князьями военные операции, в которых сами татары играли роль вспомогательных войск, используваемых князьями в сугубо личных корыстных интересах. Стоит также отметить, что русские одержали немалое число побед над татарами, а начиная со 2-й пол. XIV в. не единожды грабили и жгли крупнейшие города Орды. 
Илья Тарасов

PDF-версия статьи доступна по ссылке


Список использованной литературы.
Авдусин Д.А. Основы археологии: Учеб. для вузов. М.: Высшая школа, 1989.
Александров В.А. Миграции русского этноса (ссылка: http://bg-znanie.ru/article.php?nid=4309).
Алешковский М.Х. Повесть временных лет. М: Наука, 1971.
Альберт Кампензе. Письмо Альберта Кампензе к Его Святейшеству Папе Клименту VII о делах Московии/LETTERA D’ALBERTE CAMPENSE INTORNO LE COSE DI MOSKOVIA. AL BEATISSIMO PADRE CLEMENTE VII, PONTEFICE MASSIMO. В кн.: Библиотека иностранных писателей о России. Т 1. СПб. 1836.
Антонио Поссевино. Исторические сочинения о России (ссылка: http://www.krotov.info/acts/16/possevino.html).
Арсений Елассонский. Описание путешествия в Московию. В кн.: Хроники смутного времени. М., Фонд Сергея Дубова, 1998.
Арциховский А.В. Основные вопросы археологии Москвы. Mатериалы и исследования по археологии СССР, №7, М.-Л., 1947 (ссылка: http://www.russiancity.ru/books/b34.htm).
Балановская Е.В., Балановский О.П. Русский генофонд на Русской равнине. М., 2007
Бальтазар Койэтт. Посольство Кунраада фан-Кленка к царям Алексею Михайловичу и Феодору Алексеевичу. СПб. 1900.
Балязин В.Н. Неофициальная история России. Восточные славяне и нашествие Батыя. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006.
Барбаро и Кантарини о России. М.: Наука, 1971.
Берестяные грамоты (ссылка: http://www.hrono.ru/docum/beresta.html).
Бруин Корнелий де. Путешествия в Московию. В кн.: Россия XVIII в. глазами иностранцев. Л. Лениздат. 1989.
Буров В.А. О сотнях, тысячах и тьме Новгородской Земли (ссылка: http://www.bibliotekar.ru/rusNovgorod/4.htm).
Бушков А.А. Россия, которой не было: загадки, версии, гипотезы . М: ОЛМА-ПРЕСС,; СПб: Нева; Красноярск: Бонус, 2003.
Генрих Латвийский. Хроника Ливонии (CHRONICON LIVONIAE) // Славянские хроники. СПб. Глагол. 1996.
Георгий Перкамота. Сообщение о России 1486 года. В кн.: Сообщение о России московского посла в Милан (1486 г.) // Вопросы историографии и источниковедения истории СССР (Труды Ленинградского отделения института истории АН СССР), № 5. М. 1963.
Горсей Дж. Путешествие сэра Джерома Горсея. – В кн.: Россия XVI века. Воспоминания иностранцев. Смоленск: Русич, 2003.
Два письма Иоганна Таубе // Исторический архив, № 3. 1962.
Джильс Флетчер. О государстве Русском. – В кн.: Россия XVI века. Воспоминания иностранцев. Смоленск: Русич, 2003.
Джиованни дель Плано Карпини. История монгалов. М. 1957.
Джованни Виллани. Новая хроника, или История Флоренции. М.: Наука, 1997.
Джонсон Ричард. Путешествие в Россию 1558 г. (с сайта www.vostlit.ru).
Джордж Турбервилль. Послания из России. В кн.: Джером Горсей. Записки о России XVI-начало XVII. М. МГУ. 1991.
Донесение австрийского посла о поездке в Москву в 1589 году // Вопросы истории, № 6, 1978.
Ершов С.А. Великая Русь. Народонаселение и войны I-XX вв. 2008 г. (книга расположена по ссылке: http://www.vodaspb.ru/files/projects/20081101-rus.html).
Записка о путешествии в Россию Жана Соважа Дьеппского, в 1586 году // Русский вестник. Т. 1. Вып. 1. 1841.
Записки русских путешественников XVI-XVII вв. М.: Сов. Россия, 1988.
Известия немецких хронистов о битве русских с ордынцами в 1380 г. В кн.: Живая вода Непрядвы. М.: Молодая гвардия, 1980.
Иоганн Брамбах. Отчёт о поездке ганзейского посольства из Любека в Москву и Новгород в 1603 году. В кн.: Проезжая по Московии. М. Международные отношения. 1991.
Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли (с сайта http://www.russiancity.ru).
Костомаров Н.И. История Руси Великой. В двенадцати томах. Тт. 1-10. М.: Мир Книги, 2004.
Костомаров Н.И. История Руси Великой. В двенадцати томах. Тт. 11-12. М.: Мир Книги, 2005.
Кругов М. Пиар горой, или Сепаратист Мамай. Черновик учебника другой России. Глава VI // Новая газета, N. 96 (1121), декабрь 2005г
Кучкин В.А. Дмитрий Иванович Донской//Имена из отечественной истории, кн,1/ сост. Прохоров А.П.М.: Школа-ПРЕСС, 1992.
Лызлов Андрей. Скифская История (с сайта www.krotov.info).
Матвей Меховский. Трактат о двух Сарматиях. М. – Л.: Издательство АН СССР, 1936.
Матвей Парижский. Великая хроника. В кн.: Английские средневековые источники IX-XIII вв. М. Наука. 1979.
Михалон Литвин. О нравах татар, литовцев и москвитян. М., 1994.
Никитин А.Л. Основания Русской истории. Мифологемы и факты. М.: АГРАФ, 2001.
Описание земель. Анонимный географический трактат второй половины XIII в. // Средние века, Вып. 56. 1993.
Памятники литературы Древней Руси: XII век. М.: Худож. Лит., 1980.
Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М.: Художественная литература, 1981.
Памятники литературы Древней Руси: XIV- середина XV века. М.: Художественная литература, 1981.
Памятники литературы Древней Руси: XV – первая половина XVI века. М.: Худож. Лит., 1984.
Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XVI века. М.: Худож. Лит., 1986.
Памятники литературы Древней Руси: Конец XVI - начало XVII . М.: Худож. Лит., 1987.
Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга вторая. М.: Худож. Лит., 1989.
Початок Хроніки Литовської й Жмойтської (ссылка: http://izbornyk.org.ua/psrl3235/lytov03.htm).
Практикум по истории СССР с древнейших времён до конца XVIII века/Сост. В.П. Глаголев. М.: Просвещение, 1976.
Путилов Б. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди. СПб,: издательство «Азбука-Классик», 2001.
Рассуждение о делах московских Франческо Тьеполо // Исторический Архив, Том III. М.-Л. 1940.
Русские летописцы  XV – XVII веков. М.: ООО «Торгово – издательский дом «Русское Слово – РС»», 2000.
Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца XVII века. М.: Просвещение, 2003.
Сказание о князьях Владимирских (ссылка: http://www.bibliotekar.ru/rus/80.htm).
Скрипов А.Н. На просторах Дикого поля. Р-н-Д.:Издательство Ростовского университета, 1973.
Соломон Нойгебауэр. Московия, о её происхождении, расположении, местностях, нравах, религии и государственном устройстве. MOSCOVIA, HOC EST, DY ORIGINE, SITU, REGONIBUS, MORIBUS, RELIGIONE AC RESPUBLICA MOSCOVIAE COMMENTARIUS. Статистико-географическое описание Российского государства в начале XVII столетия. Взято из: Статистическо-географическое описание российского государства в начале XVII столетия // Журнал министерства народного просвещения. № 9. 1836.
Татарские погромы и их влияние на размещение русского населения (ссылка: http://yavijivu.ru/tatarskie-pogromy-i-ikh-vliyanie-na-razmeshchenie-russkogo-naseleniya.html).
Сигизмунд Герберштейн. Записки о московитских делах. В кн.: Россия XVI века. Воспоминания иностранцев. Смоленск: Русич, 2003.
Флетчер Дж. О государстве русском. В кн.: Накануне Смуты. М.: Молодая гвардия, 1990.
Широкорад А. Гроза Золотой Орды // Журнал «Золотой Лев», №№ 77-78 (с сайта zlev.ru).

Источник: Проза
Просмотров: 2372 | Добавил: nox | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: