Для семейного строя Р. характерно длительное сохранение большесемейных патриархальных традиций. Большая или неразделенная семья у Р. объединяла несколько семейных пар, находившихся в прямом и боковом родстве. Её отмечало совместное владение имуществом, ведение общего х-ва, общие жилище и стол.
Во главе такой семьи стоял старший мужчина. Глубокие изменения в ней под влиянием развития товарно-денежных отношений происходили ещё в 18 в., вызывая её дробление и образование малых семей как самостоятельных единиц. Однако Р., подобно белорусам, в силу некоторых объективных условий удержали эту форму семьи в своем быту до 20 в., в нек-рых р-нах вплоть до образования колхозов в 1930-х гг.
Осн. формой семьи была семья малая, состоящая из двух поколений: родителей и их детей. Малая семья, известная ещё со времени Древней Руси, уже к периоду позднего феодализма у Р. была преобладающей.
Из семейных обрядов наибольшее развитие у Р. получили свадебные. При заключении брака, как правило, обязательным было венчание, оформлявшее брак официально («законный брак»). Исключение составляли т. н. браки сводные, чаще всего у старообрядцев-беспоповцев и нек-рых сектантов. В брак в кон. 19 в. вступали мужчины в 24—25 лет (после службы в армии), женщины — между 18 и 22 годами.
На севере наблюдались сравнительно поздние браки, на юге и востоке — более ранние. Не полагалось вступать в брак с родственниками (по прямой линии — до 8-го колена, по боковой — до 4-го), а также с кумовьями и их потомством, с крестными и крестниками. Браки заключались по старшинству. Наиболее выраженными были различия между севернорус. и среднерус. свадьбой и южнорусской.
Свадебный обряд начинался со сватовства. После сватания обе стороны ещё могли отказаться от брака, но после сговора и рукобития или городской помолвки это было недопустимым. У Р. по сравнению с др. восточнослав. народами значительно большее развитие на предсвадебном этапе получил девичник, устраивавшийся накануне свадьбы у невесты.
Невеста в кругу подруг прощалась со своей девичьей волей, на севере — красной красотой, к-рую чаще всего символизировала лента, венок или головная повязка (девичий головной убор), реже — елочка. На юге такую же роль играла наряженная ветка. Заплетали свадебный венок. Особенно развернутым, поэтичным, полным драматизма этот обряд был в севернорус. губерниях. Здесь же долго сохранялся и обычай предсвадебного мытья невесты в бане и обрядовые причитания невесты (отбивание зорь).
Церемонии свадебного дня по составу, характеру выполнения и сопровождающему фольклору отличались множеством локальных вариантов. Кроме того, между южнорус. и северносредне-рус. свадьбой наблюдались структурные различия. В юж. варианте, который ещё встречался в кон. 19 — нач. 20 вв. вдень свадьбы свадебный поезд жениха заезжал за невестой для совершения церковного обряда бракосочетания — венчания, после чего обе стороны разъезжались по своим домам.
Ближе к вечеру партия жениха вновь приезжала за невестой. Здесь до или после венца проводился ряд обрядов санкционирующего характера. Затем свадьба переносилась в дом молодого. На севере и в ср. России молодые после венчания отправлялись прямо в дом молодого, где и совершались все санкционирующие и приобщающие обряды, постельный обряд, а иногда и обряд окручивания, т. е. надевания на молодую головного убора замужней женщины.
Одной из характерных черт было участие в свадьбе широкого круга родственников, соседей, односельчан. Свадебные гости, как правило, принимали на себя и некоторую долю расходов, участвуя в многочисленных одариваниях, откупах, приготовлении каравая, а иногда и устройстве праздничного стола. В последние годы стал чаще выполняться обряд церковного венчания, к-рый за годы советской власти постепенно почти совсем выпал из свадьбы.
Источник: Лица России
|