На других языках

Форма входа

Категории раздела

Облако тегов

Помощь проекту

WebMoney

Яндекс-Деньги

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 133

Музыка

Друзья сайта

ТрадициЯ. Русская энциклопедия! Рубеж Севера www.nastavlenie.ru Спорт, Зож, sXe НСН Венед Русская цивилизация Информационно-справочный интернет-портал ПАТРИОТ ПОМОРЬЯ
Главная » Статьи » Мои статьи

Социальная организация
Общинные традиции продолжали сохраняться в быту и тогда, когда община под влиянием социально-экономич. дифференциации постепенно теряла своё единство. Законодательную роль в общ. жизни деревни играл сход. До самой Окт. революции (и даже в первое десятилетие после неё) собирались сел. сходы — собрания глав семей, решавшие важнейшие дела.

Деятельность сел. и гор. сходов была разнообразной. Здесь принимались решения, касающиеся землеустройства, распределения угодий, уплаты налогов, раскладки повинностей, сбора денежных средств на мирские дела, выдвижения рекрутов в армию. На сходе происходили выборы на общ. должности старшин, сотников, десятников, сборщиков, разбирались жалобы крестьян, вершился суд и многое другое.

Большое влияние на решения схода оказывало мнение стариков и выборных «начальников», а также инициативных крестьян, умевших хорошо говорить (крикунов).

В некоторых местах, особенно отдалённых и глухих, в кон. 19 — нач. 20 вв. ещё практиковались традиц. коллективные работы, ведущие своё начало с отдалённых времён. Напр., всем селом ловили рыбу загоном (сев. губернии, Подонье), белковали (охотились на белок) или шишковали (собирали кедровые орехи). Наиболее распространённым видом традиц. коллективных работ были помочи — трудовая соседская помощь в случае срочных и тяжёлых работ (при постройке дома, ремонте двора и др.).

Этот обычай был особенно развит по отношению к сиротам, погорельцам и т. п. Для безвозмездной работы сходились родственники, соседи, односельчане. Помочи обычно заканчивались угощением и весельем. Особенно охотно ходили к тем, кто хорошо угощал. Проводились и другие совместные работы с участием молодёжи: обработка льна, рубка капусты на зиму и др.

На обществ, жизнь села и города большое влияние оказывала церковь — для подавляющего большинства нас. — православная. Религиозно-бытовой регламент, касавшийся самых различных сторон жизни, был своего рода законом общ. и личного поведения людей. Чередование труда и отдыха, формы и характер проведения досуга во многом определялись датами религ. календаря, обязательного для всех.

Выполнение религ. предписаний в дом. быту определялось не только чувством верующего («страхом божиим»), но и контролем семьи, особенно старшего поколения, следившего за соблюдением подобающего отношения к иконам, постам, молитвам и т. п.

Основу религ.-общ. жизни составляли посещения церкви, приём священника с клиром, делающего обход своего прихода с молебствием 4 раза в год, большие крестные ходы, которые устанавливались по разным поводам, связанным с историей данной местности или всей страны (избавление от эпидемии, падежа скота, в честь победы в Отечественной войне 1812) или были эпизодическими (моление о дожде во время засухи).

Велико было эмоц. воздействие церкви на народ. Через церк. культуру (архитектура, иконопись и прикладное искусство, духовное пение) крестьяне и горожане соприкасались с высокой эстетикой. Особая роль принадлежала церкви и как месту встреч и общения. Церк. площадь в праздники становилась местом гуляния.

Особый специф. быт складывался в большие религ. праздники там, где были монастыри, «святые места», храмы с чудотворными иконами. Сюда стекались паломники из ближних и дальних мест.

В нач. 20 в. при церкви стали активно образовываться религ. братства, носившие имена святых. Они занимались распространением религиозно-просветительной лит-ры, чтением лекций, орг-цией крестных ходов, благотворительных дел. Церковь уделяла внимание и культурному просвещению, участвовала в устройстве вечеров, чтений, научно-популярных лекций с «туманными картинками» и т. п. Большое число любителей пения привлекали церковные хоры, с к-рыми работали опытные регенты.

Общ. жизнь, связанная с нар. календарной обрядностью, проявлялась гл. обр. в совместных гуляниях и праздничных развлечениях. Рождественсконовогодний цикл обрядов, связанных с зимним солнцеворотом, назывался святками. Множество обрядов и обычаев на святки было направлено на обеспечение плодородия и всяческого благополучия в новом году. Широкое распространение имело рождественское и новогоднее колядование, известное также др. слав, и неслав, народам Европы.

Молодые люди весёлой гурьбой обходили дома с пожеланиями хозяевам всяческого благополучия и получали за это вознаграждение, более всего съестными припасами. Колядовщикам давали кутью, спец. печенье, козули или коровушки, пироги. С Нового года до Крещенья гадали. Гадание рано утратило свое ритуальное значение и служило молодёжным развлечением. Гадали преимущественно девушки о своем будущем замужестве. Особенно выделялись у Р. крещенские гадания с подблюдными песнями.

Много веселья доставляли ряженые. Цикл заканчивался Крещением, обрядность к-рого сформировалась под сильным воздействием православной церкви. Главным моментом был крестный ход на Иордань — специально оформленную прорубь на местном водоёме — за святой водой. При этом некоторые мужчины купались в ледяной воде.

Первым праздником весеннего цикла была масленица — неделя перед длительным постом, предшествовавшим Пасхе. Масленичное гуляние носило в целом разгульный характер и сохраняло в своем составе многие элементы очень древних обрядов, связанных в прошлом с культом плодородия и культом предков. Обязательной для этого праздника была обильная жирная еда.

Атрибутом масленицы стали блины, хотя само по себе это архаическое блюдо не имело ритуальной функции (исследователи считают, что блины, связанные с похоронной обрядностью, сравнительно поздно присоединились к масленице; тем не менее в 19—20 вв. блины у Р. были типично масленичным угощением). Самой любимой масленичной забавой было катание с гор. Катались на салазках, на ледниках, на санях, на бревнах, сколоченных в виде плота.

На масленицу полагалось ходить друг к другу в гости — «перегащиваться»; обязательным было посещение зятя с женой тещи и тестя — ходили на блины. В городах устраивали балы, ходили в театр. Масленичной забавой считались игры в снежки, игра «взятие снежного городка», долго сохранявшаяся в Сибири.

Об обряде встречи весны у Р. напоминали «жаворонки», испечённые из теста булочки в виде птички, с к-рыми 9-го марта (день сорока мучеников по христ. календарю) дети бегали по улице и выкрикивали коротенькие стишки о весне. 23-го апреля (день Св. Георгия) при первом выгоне скота проводились некоторые обрядовые действия — обереги, например окуривание стада.

Но в целом после масленицы общ. жизнь замирала и вновь оживлялась с Пасхи. Пасхальную неделю молодёжь проводила на улице. Наиболее характерными были массовые игры с ярко выраженным спортивным элементом (городки, лапта). Широко бытовали качели. Женщины и дети любили игры в крашеные яйца. Яйца разбивали друг о друга, катали с горки или по спец. лотку, ими также обменивались при «христосовании», их дарили в подарок. В нек-рых местах ещё и в конце 19 в. водили хороводы.

Весенний цикл обрядов и праздников заканчивался Троицей (50-й день от Пасхи), к-рая знаменовала также переход к лету. Из всех вост. славян троицкая обрядность и праздничность наибольшее развитие получила у Р. На Троицу гуляли в лугах и лесах. Украшали церкви и дома молодой растительностью, берёзками.

Осн. исполнителями обрядовых действий были девушки и женщины. В кон. 19 в. ещё встречалось бытование старинного жен. праздника «семика», к-рый приходился на четверг перед Троицей и отмечался пирушкой. Особыми были на Троицу обряды с берёзкой, к-рую прославляли в песнях. Молодую берёзку иногда приносили в деревню, ходили с ней, а потом разламывали или бросали в воду. Кое-где до нач. 20 в. сохранялся обряд кумления девушек с поцелуями через венок.

Такое своеобразное «побратимство» рассматривалось как духовное родство. Летняя купальская обрядность не была столь выразительна у Р. Она заключалась в молодёжных гуляниях с зажиганием костров, игр в обливание водой, иногда с ней были связаны игры в похороны Костромы или кукушки, являвшимися отголосками когда-то бытовавших обрядов. На Купалу собирали целебные травы.

Летние праздники и молодёжные гуляния заканчивались на Петров день (29 июня ст. ст.). В предпраздничную ночь молодёжь гуляла до рассвета — «встречали солнце». Принято было собирать всё, что не прибрано, озорничать. Многие шумели, пели, били в печные заслонки и т. п. Ко многим календарным праздникам приурочивались ярмарки; особенно много их было осенью. Ярмарки сопровождались гуляниями, увеселениями.

Общ. и семейное начало тесно переплетались и в праздновании т. н. престольных дней — праздников в честь патрона местной церкви. Они проводились шумно и широко даже и в тех случаях, когда приходились на время полевых работ (посещение церкви, хождение на кладбище, иногда мирского молебствия и т. п.). К этим дням было принято варить пиво общим котлом, закалывать быка и др.

Во всех этих праздниках с сер. 19 в. к нач. 20 в. происходят существенные изменения. Сокращается сфера стихийного праздничного общения по половозрастным группам, возрастает значение социального отбора партнёров по развлечениям, усиливается зрелищная сторона праздничных гуляний (особенно в городе — с созданием зрелищной индустрии), способствуя увеличению числа пассивных зрителей и уменьшению числа активных участников празднества.

Источник: Лица России

Категория: Мои статьи | Добавил: nox (09.04.2011)
Просмотров: 640 | Комментарии: 1 | Теги: Русские | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: