На других языках

Форма входа

Категории раздела

Облако тегов

Помощь проекту

WebMoney

Яндекс-Деньги

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 132

Музыка

Друзья сайта

ТрадициЯ. Русская энциклопедия! Рубеж Севера www.nastavlenie.ru Спорт, Зож, sXe НСН Венед Русская цивилизация Информационно-справочный интернет-портал ПАТРИОТ ПОМОРЬЯ
Главная » Статьи » Мои статьи

Фольклор
Одним из традиц. видов нар. иск-ва, созданных русскими на протяжении их истории, было устное поэтическое творчество, фольклор. Древним постепенно угасающим видом народной поэзии у Р. был обрядовый фольклор, сопровождающий семейные и календарные обряды.

По мере того, как календарная обрядность теряла свою целостность, одни песни забывались, другие становились всё более и более развлекательными или игровыми. Основу обрядового фольклора составляли песни. Но они не представляли единого жанра и были по своему виду очень разнообразны. В большей мере в 19 — нач. 20 вв. сохранялся семейный обрядовый фольклор, особенно свадебные песни.

Среди свадебных песен выделялись величальные, шуточные-корильные, метафорически-описательные и др. Календарные песни были тесно связаны с обрядами. Это были повсеместно распространённые колядки и их разновидности: северно-русское «виноградье» и «овсень» или «тау-сень», бытовавший в центре и в вост. р-нах европ. России. Для зап. и юго-зап. р-нов были характерны весенние "песни (веснянки), сопровождавшиеся специфич. гуканием. К обрядовому фольклору примыкали заговоры, применявшиеся по самым разл. поводам.

К архаическим жанрам фольклора относился героич. эпос, к-рый у Р. сохранился в живом бытовании до 20 в. Специфически рус. формой историко-эпич. жанра были былины, исполнявшиеся сказителями в своеобразной манере — речитативом с замедлениями и повторами. Любимым былинным героем был богатырь Илья Муромец, к-рому приписывали многие подвиги, а также Добрыня Никитич, Алёша Попович, Василий Буслаев.

Широкое развитие со 2-й пол. 16 в. получили у Р. исторические песни. В отличие от былин в них изображались конкретные историч. события. В исто-рич. песнях 16—17 вв. отражена эпоха Ивана Грозного. Многие песни посвящены нар. восстаниям под предводительством Стеньки Разина (разинщина), Пугачёва (пугачевщина), покорению Сибири Ермаком Тимофеевичем, подвигам казаков в борьбе с турками и крымскими татарами и т. д. Особое собрание исторических песен дала петровская эпоха, последний крупный цикл относится к Отечественной войне 1812.

В 19 в. фольклорные историч. песни постепенно начали вытесняться произведениями, созданными на ту же тематику рус. поэтами К. Ф. Рылеевым, А. А. Навроцким, Д. Н. Садовниковым, 3. И. Суриковым и др. Наиболее специ-фич. рус. сюжеты встречаются гл. обр. в бытовых, сатирич. и анекдотич. сказках. Сказка исстари была на Руси популярнейшим прозаическим жанром. Особенно большое место занимала сказка в семейном быту, где ею увлекались и дети, и взрослые; она же разнообразила и украшала досуг раб. артелей.

Сказки рассказывали и во время работы, если позволял характер труда, за сказочника иногда даже работали. Сказка бытовала повсеместно. Широко бытовали произведения несказочной фольклорной прозы — легенды и предания, в к-рых память о реальных событиях причудливо переплеталась с традиц. сказочными сюжетами и мотивами. Ранние восточнослав. предания оказали влияние на древнерусское летописание («Повесть временных лет») и далее отразили борьбу с татарами («мама-ями») и другими внешними врагами.

Существовали предания об Иване Грозном и о Петре I как о нар. заступниках, о Разине и о Пугачёве, о казачьем генерале Платове. Воспоминания о древних дохристианских верованиях содержали мифология, былинки — рассказы о домовых, леших, водяных и проч. Различные стороны народной жизни освещались в пословицах, поговорках, загадках — эти жанры сохраняются до наших дней.

19 в. был распространён нар. театр. Из драматич. представлений наиболее известными были «Царь Максимильян» и «Лодка», отличавшиеся большой условностью и наивностью. В западно-рус, областях сохранялась специфич. форма кукольного театра — «вертеп» — с представлениями гл. обр. на рождественские темы. Наиболее любимым кукольным представлением был «Петрушка». Играющий куклой актёр надевал её на руку и произносил текст особым дребезжащим голосом через пищик. Смелый и находчивый Петрушка постоянно появлялся на ярмарках и нар. гуляниях, в гор. дворах. Представления нар. театра обычно были не сложны, но всегда отличались злободневностью и острой сатиричностью.

Массовым фольклорным жанром, обнимавшим все стороны жизни рус. народа, была лирическая необрядовая песня. Различаются песни: любовные, женские, колыбельные, молодецкие, ямщицкие, бурлацкие, солдатские, шуточные, игровые и т. д. Каждая группа песен имела и свои особенности. С развитием лит-ры и распространением в народе грамотности в репертуаре появляются песни на слова рус. поэтов; многие из этих песен стали истинно народными (например, «Коробушка» Н. А. Некрасова, «Стенька Разин» Навроцкого и др.). Близко к песне примыкают частушки — чаще всего гуляночные рифмованные четырёхстрочные песни, очень разнообразные по своей тематике.

Замечательным достижением нар. муз. культуры Р. является хоровое многоголосие. Нац. своеобразие рус. хоровой полифонии составляет широкое применение «подголосков», т. е. отдельных голосов, свободно варьирующих и обогащающих осн. мелодию. Песенный характер рус. муз. творчества сказался и на инструментальной нар. музыке, к-рая в большинстве случаев либо сопровождала пение, либо подражала ему, строилась по законам песенной мелодики.

Так, звучало «пение» весьма популярных на Руси с древних времен пастушьих деревянных рожков, жалеек (дудочек с пищиком), дудок. Самым архаичным духовым инструментом считается кувиклы — разновидностьфлейты Пана. В 19 в. кое-где па севере ещё продолжали играть на древних гуслях (щипковых), гудках и скрипицах (смычковых), на балалайках, усовершенствованных в кон. 19 в.

Из ударных инструментов еще бытовали трещотки, а также бубны, была распространена «игра» на деревянных ложках. С сер. 19 в. первое место в музыкальном быту города и деревни завоевывает гармонь, особенно в разнообразных местных рус. вариантах, приспособленных к ладовому своеобразию нар. песни (гармоники ливенские, вятские, саратовские и др.).

К кон. 19 в. в городе среди молодёжи получила признание гитара как инструмент, сопровождающий исполнение романсов. Старинной традиц. формой рус. танц. искусства были хороводы. Они послужили основой для разработки многообразного рус. бытового танца. Большое развитие у Р. получил и сюжетный танец.

Система рус. фольклора в её целостности просуществовала до 20—30-х гг. 20 в., когда под влиянием многих факторов (в т. ч. распространения грамотности, урбанизации, гор. вкусов, средств массовой коммуникации и т. п.) начала стремительно разрушаться. В настоящее время отдельные виды фольклора ещё распространены среди рус. нас., как сельского, так и городского, но далеко неодинаково и неравномерно в разл. частях этнич. терр. в разных поколениях и социальных средах.

Источник: Лица России

Категория: Мои статьи | Добавил: nox (09.04.2011)
Просмотров: 680 | Теги: Русские | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: