На других языках

Форма входа

Категории раздела

Облако тегов

Помощь проекту

WebMoney

Яндекс-Деньги

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 132

Музыка

Друзья сайта

ТрадициЯ. Русская энциклопедия! Рубеж Севера www.nastavlenie.ru Спорт, Зож, sXe НСН Венед Русская цивилизация Информационно-справочный интернет-портал ПАТРИОТ ПОМОРЬЯ
Главная » Статьи » Мои статьи

Декоративно-прикладное искусство
Традиц. творчеству в целом была свойственна большая простота и рациональность форм, органич. связь отделки с назначением вещи, орнаментальность изобразительных решений. Худ. обработке подвергались дерево и металл, глина и стекло, кость и рог, ткань и кожа. Изобразительное творчество проявлялось в резьбе, скульптуре, росписи, графике, худ. тканье и плетении, в набойке, вышивке, в ювелирных украшениях и т. д. Большое место в декорировке бытовых вещей принадлежало геометрич. орнаменту в виде круга, квадрата, ромба, розетки, в разнообразных их разработках и комбинациях.

Древнейшее иск-во худ. обработки дерева в виде скульптуры и резьбы было весьма распространено у Р. в лесистых районах. Украшения жилища в виде тесанного топором объёмного изображения головы коня, реже оленя, а также птиц (утки, гуся, лебедя) широко бытовали в севернорусских (Вологодская, Архангельская, Пермская) и соседних центральных (Ярославская, Тверская, Костромская) губерниях более всего в виде коньков на крыше, иногда парных.

Была распространена у Р. на севере вплоть до 20 в. округлая деревянная скульптура религ. содержания (иногда раскрашенная), чаще всего на тему «Страсти Христовы». С религией было связано и вытесывание и украшение деревянных крестов-часовен (надмогильных, обетных), бытование к-рых было особенно характерно для нек-рых мест севернорусского региона, напр, для Мезени.

Произ-во деревянной игрушки, очень разнообразной по форме и по содержанию, было особенно развито в сев. и среднерус. р-нах. Во 2-й пол. 19 в. крупнейшим центром этого ремесла были районы Троицко-Серги-ева посада Московской губ. и соседнего с ним с. Богородского. Главным сюжетом богородской игрушки был мир рус. сказки, изображение обитателей рус. лесов, в частности медведя.

Ещё большее распространение, чем деревянная скульптура, получила плоскорельефная или долбленая резьба, которой украшали не только фасады домов, но и др. деревянные поверхности (ворота, наличники, прялки и т. п.). Принадлежа к древнейшему слою восточнослав. резьбы, она производилась первоначально топором, ножом, затем — долотом разной формы, в т. ч. ложчатым.

Треугольники, ромбы, розетки составляли многочисленные вариации разных композиционных решений. По своей технике и стилистич. особенностям выделялась уже упоминавшаяся при описании жилища поволжская высокорельефная резьба — «корабельная резь», перенесённая с кораблей и барок в 19 в. в область нар. архитектуры.

По своим узорам, изображавшим ветвь аканта или винограда, фантастич. «сиринов», «берегинь» и львов, она была сходна со старинной белокаменной резьбой и часто сочеталась с раскраской. В последней четверти 19 в. глухая долотная резьба была вытеснена более лёгкой и дешёвой пропильной, выполнявшейся с помощью лобзика.

Особенным богатством отличались замечательные декоративные и сюжетные росписи сев. прялок, давшие большое разнообразие местных типов (мезенские и северодвинские прялки, вологодские и архангельские и др.). Иногда они сочетались с резьбой и различались между собой по окраске, орнаменту и композиции. Близкими к сев. прялкам по форме и украшениям были прялки русских Сибири.

К ним примыкали росписи по бересте и лубу на туесах, детских люльках, коробах и прочих бытовых предметах. Росписи на прялках стойко сохранили свою древнюю основу, в частности новгородские, с другой стороны, они испытывали влияние искусства лубочных картинок, пришедших в крест, быт из города.

В интерьере крест, жилища и домов горожан на самом почётном месте, в переднем углу, висели иконы. Рядом с ними помещались лубочные картинки на религ. темы. В городах в многочисленных лубочных мастерских тиражировались графич. копии икон, жития святых и т. п. Были и светские лубочные картинки, которые в 19 в. занимали euje заметное место в убранстве гор. и сел. жилища. Произ-во расписной деревянной посуды было налажено во многих городах и сёлах. Наибольшую известность получила работа хохломских мастеров (Нижегородская губерния).

Изготовление и роспись токарной деревянной посуды, сложившиеся здесь в 16—18 вв., во 2-й пол. 19 в. дополняются лакировкой. Роспись посуды в основе своей носила живописный характер. Хохломские изделия с характерным для них старинным «травным» орнаментом и золотисто-красно-чёрной гаммой, сверкавшие лакированной отделкой под металл, через ярмарки и базары расходились по всей стране.

Оригинальное явление рус. декоративно-прикладного искусства представляла собой миниатюрная живопись на лаковых изделиях из папье-маше, производившаяся по чёрному фону яркими красками. Центр этого производства с кон. 18 в. находился в подмосковном селе Федоскино, а в сов. время, когда была запрещена иконопись, также иве. Палех Владимирской губ.

Шире был круг бытования расписных метал; подносов уральского и особенно подмосковного (с. Жостово) произ-ва. Расписанные по чёрному лаковому фону пышными яркими букетами и венками, эти подносы по технике изготовления и стилевым особенностям рисунка были близки к лаковой живописи по папье-маше. Жизнерадостная красочность и декоративность их хорошо отвечали народным вкусам. Они пользовались большим спросом, особенно в городах.

Развита была у Р. и иная худ. обработка металла. Фигурное литье, ковка, чеканка, гравировка, высечение ажурных узоров, создание эмалей и др. приёмы имели у Р. глубокие традиции. Худ. обработкой чёрных и цветных металлов славились Урал и Подмосковье.

Работой по благородным металлам — золоту и серебру, изготовлением ювелирных изделий занимались ремесленники во многих местах. Всемирное признание получили работы рус. нар. мастеров по произ-ву худ. эмалей, черни, филиграни, зерни, гравировки, чеканки. Развивая традиции, возникшие ещё в Древней Руси, эти мастера также достигли высоких результатов.

Броши, кольца, кулоны рус. ювелиров выделывались разнообразной техникой, украшались драг, камнями, к-рые обрабатывались особыми мастерами. В нар. быту дорогие ювелирные изделия хождения не имели, их заменяли вещи из дешёвых материалов (меди, белого металла, серебра). На произ-ве ювелирных изделий для простого народа специализировались мастера Костромской губернии, особенно с. Красного Казанской губернии и с. Бронницы Московской губернии. Свои ювелиры были во многих сиб. городах и даже в сёлах.

В изготовлении худ. керамики выделялись нек-рые кр. центры, продукция к-рых расходилась широко по стране и имела свои отличительные черты (Гжель, Скопин, Ярославль, Липецк и др.). Гончарные изделия украшали цветной глазурью, а также гравировкой, тиснением. В Москве, Владимире, в Ростове, в Балахне (Нижегородской губернии) было налажено произ-во изразцов. Их покрывали росписью в 2— 3 цвета, изображавшей травы, человеч. фигуры, иногда целые сцены. В 17 в. она делалась с рельефами.

Особый вид худ. керамики составляла глиняная игрушка, имевшая большой спрос на внутр. рынке. Наибольшую известность получила вятская (дымковская — из слободы Дымковской) игрушка-свистулька из слабо обожжённой глины, отличавшаяся красочной нарядностью и остро бытовым и социальным содержанием.

Среди вятских игрушек чаще всего встречались фигурки животных, птиц, всадников, франтов, женщин в широких платьях («барыни», «няньки»), раскрашенные яркими кругами, полосами, зигзагами. Филимоновская игрушка (Тульская губ.) отличалась обилием коней, всадников, крашенных красными и зелёными полосами. В Гжели выделывали мелкую скульптуру в виде птиц, животных, крестьян, занятых разл. трудом. В скопин-ской керамике преобладали изображения змей, медведей, хищных птиц и т. д.

Вышивка — один из самых древних видов искусства украшения текст, и др. материалов. Её наряду с тканым и набивным орнаментом археологи обнаруживают на терр. славян в слоях 10— 13 вв. Как предполагают исследователи, цвет древних вышивок был красным, и они могли служить оберегом. В 19 в. вышивка у Р. сильно различалась колоритом, орнаментом и техникой выполнения.

В севернорус. вышивке стойко сохранялись орнаментальные мотивы, связанные с дохристианскими верованиями и имевшие широкое распространение на территории Европы в древности. Вышивки изображали трехчленные композиции с женщиной или деревом в сопровождении коней или птиц.

В Новгородской и Ярославской областях развита была белая строчевая вышивка по выдергу нитей с изображением птиц и жанровых сцен. Сюжетный орнамент, в частности с трехчленной композицией, встречался и в старинных вышивках сиб. крестьян. Изделия мастериц владимирских вышивальных промыслов славились особыми «владимирскими» швами. Здесь белым по белому выполнялись с применением глади и решеток сложные и тонкие цветочные орнаменты.

Для южнорус. губерний была характерна полихромная вышивка с преобладанием красного цвета — весьма декоративная и насыщенная цветом и орнаментикой. Основными орнаментальными мотивами были здесь геометрич. композиции. Основу составлял ромб, квадратный («круг») или удлинённый, поставленный на угол. По углам ромб часто имел прямые излучения («репей»), которые иногда загибались под углом («лягушка») или разрабатывались как ломаные спирали. В зап. и юго-зап. губерниях (Смоленской, Орловской) были распространены узоры с прямоугольно-ступенчатой разработкой сторон ромба.

Вышивание золотой и серебряной нитью у Р. также имело глубокие корни. Чаще всего применялась гладевая рельефная техника с помощью тонкой рабочей нити. Золотошвейное дело в 16—17 вв. было развито на севере. С 18 в. крест, шитьё золотом было распространено в Московском промышленном районе. Известным старинным центром золотошвейного дела был г. Торжок Тверской губернии.

Издавна у Р. для украшения праздничных жен. головных уборов применялись сажение и низание жемчугом. Для жемчужных вышивок и поднизей брали чаще всего мелкий жемчуг, вылавливаемый в сев. реках России. Орнамент жемчужного шитья имел обычно тот же характер, что и золотное. Более всего жемчужные украшения были распространены в нар. одежде севернорус. губерний. В костюме южно-рус, нас. вместо жемчуга широко применялся разноцветный бисер.

Особый вид узорной ткани составляла набойка. Старые набойки выполнялись масляной краской, по холсту, но в 19 в. чаще встречался способ получения бело-синего рисунка с помощью резервации. Набоечный и красильный промысел был сильно развит в 18 — первой пол. 19 вв., но затем стал вытесняться произ-вом фабричной набивной ткани, которая и стала заменять в нар. быту и набойку и другие узорные самодельные ткани. Однако в самих русских набивных ситцах продолжали развиваться многие традиции народного набивного рисунка.

Искусство плетения кружев также достигло у Р. высокого уровня совершенства. Первоначально русским было известно только метал, кружево (15—17 вв.), но уже с 17 в. его стали плести и из льняных нитей. Кружевоплетение быстро распространилось и стало промыслом во многих губерниях. Особую известность получили кружева вологодские, нижегородские, московские, рязанские, орловские или елецкие.

Вологодские белые кружева, украшенные причудливым геометрич. и растительным узором, получили мировое признание. Кружева плели с помощью особых деревянных палочек («коклюшек») на туго набитом холщовом валике, ведя узор по рисунку — т. н. «сколку» или просто по счёту переплетений («численные»). Рус. ковроделие начало развиваться с 18 в. в Курской губ. и в Сибири (Тюменский и Курганский уезды). Во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. центрами кустарного промысла стали Саратовская, Пензенская губернии. Изготовляли ковры в Пермской губ., в Тобольском уезде. Безворсовые ковры ткали на горизонтальных, а ворсовые — на вертикальных станках.

В целом нар. изобразительно-прикладное иск-во и в настоящее время является неотъемлемой частью быта рус. народа, составляет часть его нац. культуры. Огромный опыт народного творчества, исторически сложившаяся народная худ. традиция в совр. условиях испытывает большое влияние со стороны проф. культуры, в свою очередь питая её и духовно обогащая.

Этот взаимообмен достаточно ощущался уже и в 19 в., особенно со второй его половины, но теперь он значительно усилился. В настоящее время нар. худ. традиция проявляется более всего в творчестве нар. мастеров-строителей инд. жилища, в работе худ. промыслов.

Источник: Лица России

Категория: Мои статьи | Добавил: nox (09.04.2011)
Просмотров: 820 | Теги: Русские | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: