На других языках

Форма входа

Категории раздела

Облако тегов

Помощь проекту

WebMoney

Яндекс-Деньги

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 132

Музыка

Друзья сайта

ТрадициЯ. Русская энциклопедия! Рубеж Севера www.nastavlenie.ru Спорт, Зож, sXe НСН Венед Русская цивилизация Информационно-справочный интернет-портал ПАТРИОТ ПОМОРЬЯ
Главная » Статьи » Мои статьи

Историко-этнографические группы
Одним из важнейших факторов, повлиявших на состояние рус. нар. культуры с характерной для неё многовариантностью, было развитие этнич. территории Р. и переселенческие движения. В связи с хоз. освоением окраин и вызванными им массовыми переселениями рус. нас. в разл. историч. периоды из одних р-нов в другие происходило, с одной стороны, смешение разл. обл. групп, образовавшихся ранее, с другой - формирование новых групп в ходе приспособления переселенцев к новым условиям жизни и в результате контактов их с местным нас. (родственным или неродственным).

На новых местах в ходе сложных этнич. процессов в культуре и быту пришельцев вырабатываются некоторые специ-фич. черты, хотя продолжают сохраняться и старые, принесённые из "родных" мест и служащие своего рода историч. вехами в памяти народа. Непрерывность этого процесса составляет одну из характерных черт этнич. истории Р.

В едином рус. массиве с ярко выраженной общностью самосознания, языка и культуры постоянно наличествуют разл. уровня этнич. подразделения, возникшие в разное время под влиянием разл. причин и более или менее заметно различающиеся между собой. Эти подразделения (зоны или группы - областные, локальные, историко-культурные) отличались значительной стойкостью и прослеживались с разной степенью чёткости ещё в нач. 20 в.

Так потомки древнейшего коренного рус. нас. Карпатской Руси, частично Киев. Руси (самоназв. русины, т. е. "сын Руси"; русичи, руснаки, карпатороссы, угро-россы, русские галичане, угрские русины, галицкие русины, буковинские русины, др. назв. - рутены) - жители осн. историч. регионов совр. Зап. Украины (Прикарпатской Руси и Закарпатской Руси; живут также в Польше, Словакии, Сербии, Франции, США и др.), к-рые несмотря на многовековое существование в составе разл. гос-в (особенно Австро-Венгрии), оторванность от России и украинизацию сохранили рус. этнич. самосознание, рус. язык и православную веру.

Ощутимые различия в культуре и быту наблюдались между двумя исторически сложившимися большими этно-графич. зонами рус. народа: севернорусской и южнорусской, т. е. между т. н. северными и южными великорусами. Сев. великорусы занимали обширную территорию примерно от бассейна Волхова на 3. до Мезени и верховьев Вятки и Камы на В., юж. великорусы - жители южной чернозёмной полосы России от бассейна Десны на 3. до правого притока Волги Суры на В., от Оки на С. до Хопра и ср. течения Дона на Ю.

Это расхождение в традиц. культуре Р. послужило причиной существования в отечественной этнографии в течение некоторого времени мнения о том, что сев. и юж. великорусов можно принять за отд. самостоятельные народы. Однако и северные, и южные великорусы обладают единым рус. самосознанием.

Широкая полоса между сев. и юж. великорусами, гл. обр. в междуречье Оки и Волги, считается переходной среднерус. зоной. Именно здесь в 14 в. начала складываться рус. государственность и происходило в дальнейшем формирование рус. народности. В разл. сторонах традиц. культуры среднерус. группы как бы сплавлены в единое целое сев. и южнорус. черты, к-рые скрещивались и перерабатывались в новых условиях и на местной основе.

В процессе изменений они приобретали зачастую уже не локальный, а общерус. характер, напр, традиц. жен. костюм с сарафаном и кокошником и жилище на подклете ср. высоты, распространявшиеся у рус. повсюду. При этом многие особенности моек, культурного влияния ощущались в разное время в быту нас. как севернорусских, так и южнорусских областей. Московские говоры легли в основу формирования рус. яз., сыграв таким образом огромную роль в процессе нац. консолидации и развития нац. культуры Р.

Особая группа с переходными признаками между северными и средними, средними и южными великорусами на 3. древней терр. расселения Р. - в р-не р. Великая, верховьев Днепра и Зап. Двины. Как своеобразная подгруппа ср. великорусов выделяется рус. нас. Ср. Поволжья, сформировавшееся в основном в 16-18 вв. из выходцев из разных рус. областей. В местных географич. условиях в тесном соседстве с разнообразным по нац. составу нерусским нас. Поволжья оно приобрело особые черты, отличающие его от нас. др. средне-рус, областей (бытование некоторых видов орнамента, сходных по форме и по расцветке с украшениями народов Поволжья, специфика внутреннего убранства жилища, применение особого вида плуга - сабана для вспашки почвы и др.).

Р. северо-вост. р-на Приуралья примыкают к севернорус. группе и по окающему диалекту, и по многим особенностям материальной и духовной культуры (в т. ч. в области с.-х. техники, в пище, в свадебном обряде). Но вместе с тем они характеризуются и нек-рыми чертами, свойственными жителям сред-нерус. зоны (в жилище, в одежде, в орнаменте). Такое сочетание связано с историей колонизации этих районов с С., из центральных областей и из Поволжья.

Наибольшей монолитностью отличается севернорус. этнографич. зона, но и здесь выделяется группа поморов, расселившаяся на сев. окраине коренной терр. обитания сев. великорусов на берегах Белого и Баренцева морей. Поморы сформировались из выходцев из севернорус. и отчасти центрально-рус, областей, ассимилировав нек-рые местные группы финно-угорского, саамского и ненецкого происхождения. Гл. занятием поморов издавна были рыболовство и промысел морского зверя, под влиянием к-рых и сложился их своеобразный хоз. быт.

Пестротой локального своеобразия отличалось нас. лесостепной и степной полосы европ. части России, наиболее разнообразное по своему происхождению. В зап. части южнорус. зоны исследователям по данным 19 - нач. 20 вв. удалось выявить ряд небольших групп, возможно генетически связанных с древнейшим местным нас., ' пережившим в этих р-нах господство монголо-татарских кочевников. К ним относятся т. н. полехи - возможно, жители полесья, т. е. некоторых старых поселений лесистых и болотистых мест, в бассейне Десны и Сейма; горюны, проживавшие по совр. адм. делению в Сумской обл. Украины, бывшие монастырские крестьяне - саяны (Курская обл.), цуканы (Воронежская обл.) и др.

В их языке и традиц. формах культуры прослеживаются архаич. черты, свидетельствующие о южнорус. происхождении этих групп и о связях нек-рых из них (полехов, горюнов) в отдалённом прошлом с белорусами и отчасти литовцами (у саянов). Подобно полехам, у нек-рых юго-вост. групп Р., живущих в заокской части Рязанской и Тамбовской областей, ещё в 20-х гг. 20 в. в разл. сторонах народной культуры, особенно в орнаменте, в расцветке костюма, в убранстве жилища, прослеживались старые связи с народами Поволжья, что отчётливо заметно на примере группы, известной под назв. рус. мещёры, возникшей, возможно, в результате ассимиляции славянами аборигенного фин. нас.

Рус. мещёра локализовалась в сев. частях Рязанской и Тамбовской областей. Часть мещёры отсюда в 16-18 вв. переселилась дальше на Ю.-В.: островки этого нас., давно уже обрусевшего, обнаружились на терр. Пензенской и Саратовской областей.

Значительным своеобразием в культурно-бытовом отношении выделялись казаки - нас. Ю.-В. (от бассейна Хопра до бассейна Кубани и Терека - гл. обр., бывшая область войска Донского, вост. часть Новороссии, Кубанская, Терская области и др.), территориально и исторически связанное с нас. южнорус. областей и соседней Украины. По языку, по особенностям культуры и быта казачество в свою очередь было далеко не единообразным. Причины его неоднородности в значительной степени кроются в истории его формирования. В России насчитывалось одиннадцать казачьих войск.

В осн. части рус. нас. Сибири также выделялось несколько больших и малых групп. В целом среди старожильческого нас. Зап. Сибири преобладали окающий диалект и севернорус. особенности в традиц. культуре, тогда как среди старожилов-сибиряков Вост. Сибири обнаруживаются также группы с акающим наречием и южнорус. традициями в культуре и быту.

Среди Р. Сибири имеются и такие небольшие группы, к-рые ярко выделяются некоторыми особенностями быта. К ним относятся, напр., бухтарминцы, или каменщики, проживающие по pp. Бухтарма и Уймон на Алтае - потомки старообрядцев, нек-рых других беглых, поселившихся здесь в горах ("в камнях") с 18 в. В районе Усть-Каменогорска (также на Алтае) локализуются т. н. поляки - потомки старообрядцев, переселённых сюда во 2-й пол. 18 в. после раздела Польши. В Забайкалье (в Бурятии) и в Читинской обл. потомки тех же старообрядцев известны также под назв. семейских (может, оттого, что переселялись они целыми семьями).

Диалект семейских и поляков - акающий, каменщиков (бухтарминцев) - окающий. В силу известной замкнутости быта всех этих групп до недавнего времени у них стойко сохранялись своеобразные черты, в частности, сильны были пережитки патриархальных нравов и обычаев, долго бытовал старый традиц. костюм и т. п. В то же время у нек-рых из этих групп, напр, у бухтарминцев, под влиянием соседних нерусских народов подверглись изменению жен. одежда (появились шаровары у женщин), орнамент и многие другие элементы быта.

Небольшие группы Р. за Полярным кругом, которые переселились сюда из европ. части России в 16-18 вв., русскоустьинцы (с. Русское Устье на Индигирке) и марковцы (с. Марковка в устье Анадыря), находясь в особых природных условиях, многое восприняли от местного нас.: способы охоты и рыболовства, собаководство и оленеводство, нек-рые виды одежды, но сохранили нац. самосознание, свой фольклор и язык.

Из смешения с коренными народами Сибири возникли такие своеобразные рус. группы, как якутяне (жители ямщицких селений по р. Лена), камчадалы (на Камчатке), колымчане (на р. Колыма), затундренные крестьяне (на pp. Дудинка и Хатанга), воспринявшие многие черты быта и язык якутов. К настоящему времени все эти группы почти слились с местным рус. населением. Своеобразны также компактные группы Р. на Украине, в Белоруссии, в Молдавии, в Прибалтике и в Закавказье, в респ. Ср. Азии и в Казахстане.

Таковы, напр., уральцы - потомки казаков-старообрядцев, переселённых в 18 в. с Яика после разгрома пугачёвского восстания, и живущих в Каракалпакии, в Казахстане на берегах АмуДарьи и Сыр-Дарьи. В культурно-бытовом отношении представляют интерес и др. группы Р. Казахстана и Ср. Азии. Особую группу составляют потомки рус. старообрядцев, с 17 в. обосновавшихся за тогдашним "шведским рубежом" на эст. землях зап. Причудья и т. д.

В районах переселения Р., в т. ч. в таких р-нах, как Поволжье, Сев. Кавказ, Сев. Казахстан, юг Сибири и Дальнего Востока, происходили активные процессы этнич. сближения пришедших с местными народами, выражавшиеся гл. обр. в разл. культурных взаимовлияниях.

В целом Р. периферийных групп, оказавшись в новых природно-хоз. условиях и в тесном соприкосновении с др. народами, как правило, не утрачивали своего языка и самосознания. Сохраняя в основном свой традиц. культурно-бытовой облик, они в процессе приспособления вырабатывали новые черты быта, заимствуя иногда многие элементы культуры, особенно хозяйственной, у местного нас. Р. приносили с собой и распространяли среди местного нас., оказавшиеся полезными хоз. навыки и приёмы, содействовали, напр., развитию земледелия и распространению оседлости у ранее кочевых народов, созданию промышленности, стр-ву городов и росту культуры.

Несмотря на многовариантность своих проявлений, рус. нар. культура оставалась единой: основу её составляли прочные этнич. традиции, к-рые вместе с инновациями, входившими в быт на разных исторических этапах, составляли нац. своеобразие.

Источник: Лица России

Категория: Мои статьи | Добавил: nox (03.04.2011)
Просмотров: 519 | Теги: Русские | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: