На других языках

Форма входа

Категории раздела

Облако тегов

Помощь проекту

WebMoney

Яндекс-Деньги

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 133

Музыка

Друзья сайта

ТрадициЯ. Русская энциклопедия! Рубеж Севера www.nastavlenie.ru Спорт, Зож, sXe НСН Венед Русская цивилизация Информационно-справочный интернет-портал ПАТРИОТ ПОМОРЬЯ
Главная » Статьи » Мои статьи

Одежда
В 19 — нач. 20 вв. одежда Р. была очень неоднородной. Костюм дворянства с начала 18 в. под влиянием реформ Петра I сильно отошёл от нар. традиций и изготовлялся преимущественно по западноевроп. образцам. Верхушка и средние слои горожан в одежде, как и во всём быту, в силу своих возможностей старались подражать дворянству.

В провинц. городах мн. мужчины и женщины из купеческой среды ещё в сер. 19 в. носили старую рус. одежду. Особая приверженность старым образцам одежды наблюдалась у старообрядческого нас. Осн. масса гор. жителей (рабочие, мелкое и среднее мещанство, разночинная интеллигенция) в зависимости от благосостояния и социальной ориентации носила (в разных вариантах) так называемый гор. костюм, являвшийся простонародной разновидностью общеевроп. с вкраплением в него элементов традиц. крест, костюма.

Под влиянием новых веяний рус. нац. костюм быстро менялся — терял многие свои локальные черты, отражавшие его этнич. специфику и восходившие порой к временам глубокой древности, превращался в более однообразный, чем прежде. Он включал в себя новые, менее варьировавшие формы, к-рые становились общераспространёнными.

Однако в целом традиц. особенности рус. нац. костюма были относительно устойчивы и ещё к кон. 19 — нач. 20 вв. отчётливо прослеживались во мн. локальных вариантах. Процесс нивелировки и выработки обще-нац. форм раньше и в большей степени затронул муж. одежду. У Р. мужчины почти повсеместно носили прямые туникообразные, а затем и выкройные рубашки-косоворотки (с воротником или без него), с разрезом ворота сбоку (обычно слева), выпущенные поверх нешироких штанов (порты) и подпоясанные поясом.

Считается, что рубаха-косоворотка распространилась у Р. в послемонг. время (не ранее 15 в.), вытеснив более старый вид рубахи — туникообразной с разрезом ворота посередине груди, к-рая в 19 в. составляла основу муж. костюма украинцев и белорусов. Подобная рубашка среди Р. широко бытовала лишь у разл. групп казачества. Рубахи и штаны у преобладающей массы крестьянства были и нательной и выходной одеждой.

Разделение одежды на бельё и верхнюю стало развиваться лишь в кон. 19 — нач. 20 вв. В это же время ещё сохранялся в глухих местах древний обычай, когда мальчик ходил в одной длинной рубахе (примерно чуть ниже колен), подпоясанной поясом, до самой своей свадьбы.

В качестве верх, одежды были известны разнообразные кафтаны с клиньями по бокам, запахивающиеся глубоко на левую сторону («сермяги», «зипуны»). Эта одежда имела множество вариантов. Шили её из грубого домотканого сукна, но с распространением пром. товаров — также и из фабричных тканей, несколько меняя крой и отделку. У зажиточных крестьян и в купеческой среде в кон. 19 в. распространилась кафтанообразная поддёвка со сборами сзади. Поддёвка вместе с косовороткой и брюками, заправленными в сапоги, в 1890—1900-е гг. была в моде среди разночинной интеллигенции как русский костюм.

В деревне был распространен и др. вид самодельной суконной одежды — длинный прямоспинный, расширяющийся книзу халат (армяк, азям). Зимой носили овчинные шубы, полушубки и длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками. Верх, одежда казаков развивалась под сильным влиянием одежды соседних народов (черкеска, бурка, бешмет). Сходной с мужской была верхняя одежда женщин.

Шапки преобладали валеные из шерсти. Наиболее распространенной была высокая почти цилиндрич. коричневая шапка «грешневик», изготовлявшаяся ремесленниками. В западнорус. губерниях носили ещё старинную полусфе-рич. «валенку». Зимой ходили в овчинных шапках разных фасонов (треухи, малахаи, кубанки, папахи). У казаков меховые шапки (кубанки, папахи) служили головным убором и летом, и зимой. В кон. 19 в. повсеместно распространились матерчатый картузы с козырьком.

Наиболее распространённым видом жен. и муж. обуви были лыковые лапти и в меньшей степени примитивные поршни (или морши) из 1—2 кусков сыромятной кожи. Эта обувь считается специфически крестьянской. Во 2-й пол. 19 в. — нач. 20 в. лапти были осн. обувью бедняков, а также служили рабочей обувью, но в южнорус. р-нах их надевали и на праздники. Казачьи р-ны и Сибирь лаптей не знали.

Лапти имели несколько вариантов, но наиболее распространёнными были т. н. русские или московские лапти из липового лыка с закруглёнными головками, выполненные косым плетением. Их носили с суконными или холстинными онучами и привязывали к ногам тканными в виде тесьмы или верёвочными оборами. Ременные оборы применяли пастухи, сплавщики. Праздничной обувью у крестьян служили сапоги.

Женщины надевали т. н. коты в виде тяжёлых кожаных галош. Их надевали на чулки, к-рые (с пяткой или без пятки) вязали на продажу ремесленники. Рус. сапоги шили из юфти с пришивным голенищем или цельные — вытяжные. В качестве рабочей обуви кое-где носили и поршни, сделанные из целого куска сыромятной кожи.

Зимней обувью служили валенки из овечьей шерсти. Валенки с пришитым суконным голенищем были известны Р. с древности. Валенки, или пимы, в виде твёрдого сапога широко распространились с нач. 19 в. из Нижегородской губ., где их впервые начали валять.

Женская традиц. одежда значительно дольше сохраняла местные особенности. Главные различия заключались в особенностях севернорус. и южнорус. костюма. Выделялась в ряде случаев одежда нек-рых др. групп Р. Осн. часть жен. костюма составляла длинная рубашка из белого холста, рукава к-рой имели особые вставки на плечах (поли-ки), а ворот собирался в сборку.

Поверх рубахи на севере носили сарафан (длинная плечевая безрукавная одежда), к-рый подпоясывали тканым поясом. Сарафаном в 14 в. называли особый вид муж. верх, одежды. Позже так стали называть жен. одежду, получившую у Р. широкое развитие и известную наряду с мужской рубахой-косовороткой. Сарафаны были разнообразны по покрою, ткани и расцветке. Некоторые из них, как, напр., шерстяной шушун, или сук-ман, с цельным передним полотнищем, встречавшийся в северных, реже в южнорус. губерниях, восходят к глубокой старине. Другие появились сравнительно поздно, напр. т. н. круглый или московский, сборчатый сарафан на лямках.

Особенно широко он бытовал в Центр. России, вытесняя всё более косо-клинный. С сарафаном замужние женщины по праздникам носили разл. кокошники, венцы — твёрдые головные уборы, богато украшенные вышивкой, парчей, жемчугом. Из жемчуга на севере и в центр, губерниях низали и серьги (пясы) в виде желудей или кисти винограда, а также ожерелья.

Жен. костюм с сарафаном и кокошником или кикой в 16—17 вв. был в употреблении и у знатных. В будни на голове носили повойник (небольшую шапочку с завязками) и платок. Древний обычай прятать замужним женщинам волосы держался в быту долго, особенно среди крестьян и гор. простонародья. Девичий головной убор отличался от женского тем, что верх головы оставлялся открытым. Он повсеместно имел вид тканьевой полоски или ленты, повязанной вокруг головы. Волосы девушки заплетали в косу и украшали её лентами и нарядными косниками. Невесты под венец шли, согласно очень древнему обычаю, с распущенными волосами.

Севернорус. костюму были свойственны вышитые украшения, колорит которых отличался сдержанностью, сочетанием белого цвета с красным с добавлением синих, зелёных, жёлтых вкраплин.

Южнорусский женский костюм состоял из длинной холщовой рубахи с косыми или с прямыми поликами, подпоясанной тканым поясом, и понёвы из клетчатой шерстяной ткани, обычно изготовленной самими крестьянами. Понёва, как и родственные ей виды шерстяной несшитой или не до конца сшитой поясной одежды слав, народов (укр. дерга, запаска, болг. престилка), принадлежит, вероятно, к архаическим формам одежды. Девушкам до тех пор, пока они не станут невестами, понёву носить не полагалось.

Спереди поверх рубахи и понёвы надевали запан — передник. Замужние женщины носили сложный, т. н. кичкообразный головной убор (сороку), состоявший из нескольких частей и нередко имевший форму рогов (также, по-видимому, по происхождению чрезвычайно древний). Этот головной убор имел множество вариантов. Шею, грудь украшали ожерельями, повязками, цепочками (гайтами), в т. ч. из разноцветного бисера.

Традиц. южнорус. костюм был очень красочным. В нём сочетались украшения различных видов: тканые, вышитые, нашивные, бисерные. Все убранство отличалось яркой полихромно-стью, интенсивностью колорита, плотным заполнением фона геометрич. узорами. Западнорус. костюм включал в свой состав полотенчатый головной убор, особого вида понёву или полосатую юбку (андарак).

По общему типу, некрым деталям, по преобладающей расцветке (более светлой) и характеру орнамента он сближался с одеждой украинцев и особенно белорусов. По обуви жители западнорус. губерний отличались тем, что носили прямого плетения лапти т. н. белорус, типа и шерстяные оборы — чёрные в будни и красные в праздники. Старинный костюм сибиряков-старожилов в целом напоминал севернорус. традиц. костюм, что согласуется с первоначальным направлением заселения русскими Сибири. Со 2-й пол. 19 в. переселенцы из южнорус. губерний принесли с собой и нек-рые особенности своей одежды.

В настоящее время рус. традиц. костюм, более всего женский, продолжает бытовать лишь в немногих р-нах центрально-чернозёмной полосы (напр., в нек-рых р-нах Рязанской, Курской, Белгородской областей), Севера и Сибири (напр., в Забайкалье). В большинстве случаев он сохраняется как праздничная одежда старшего поколения, реже — как наряд для праздничных гуляний девушек, а иногда и как свадебный костюм невесты. Архаические формы традиц. одежды удерживаются нередко в похоронной одежде стариков.

Источник: Лица России

Категория: Мои статьи | Добавил: nox (09.04.2011)
Просмотров: 887 | Теги: Русские | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: