На других языках

Форма входа

Облако тегов

Помощь проекту

WebMoney

Яндекс-Деньги

Календарь

«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 133

Музыка

Друзья сайта

ТрадициЯ. Русская энциклопедия! Рубеж Севера www.nastavlenie.ru Спорт, Зож, sXe НСН Венед Русская цивилизация Информационно-справочный интернет-портал ПАТРИОТ ПОМОРЬЯ
Главная » 2011 » Июнь » 16 » Литературный музей А.С. Пушкина в Вильнюсе, как один из основных очагов Русской культуры в Литве
13:38
Литературный музей А.С. Пушкина в Вильнюсе, как один из основных очагов Русской культуры в Литве
Литературный музей А.С. Пушкина (Литва, г. Вильнюс)

Литературный музей А.С. Пушкина (Литва, г. Вильнюс).

Литературный музей А.С. Пушкина (лит. Literatūrinis Aleksandro Puškino muziejus) - литературный музей в Вильнюсе, действующий с 1949 года в бывшей усадьбе сына поэта Григория Александровича Пушкина и его жены Варвары Алексеевны Пушкиной. Усадьба-музей находится в Маркучяй (Маркутье, также Маркуци, лит. Markučiai) по адресу улица Субачяус 124 (Subačiaus g. 124). Музей открыт для посетителей со среды по воскресенье с 10 до 17 часов. Ансамбль Литературного музея А. С. Пушкина составляют бывший жилой дом, парк с прудами (площадью 18 га), часовня Святой Варвары и небольшое семейное кладбище, установленный в 1992 году памятник поэту (скульптор Б. Вишняускас, архитектор В. Насвитис). Экспозиция знакомит с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, рассказывает о влиянии Пушкина на русскую, а также и литовскую культуру, с историей переводов и переводчиками произведений Пушкина на литовский язык, с постановками по мотивам пушкинских произведений в театрах Литвы, а также жизнью русских литвы. В музее экспонируются также предметы быта, рукописи, книги, фотографии, рисунки и картины Г.А. и В.А. Пушкиных. Музей уникален в своём роде, в котором неповторимо передаётся русский дух 19-го века.

Директор Литературного музея А.С. Пушкина Татьяна Леонидовна Михнёва

Директор Литературного музея А.С. Пушкина Татьяна Леонидовна Михнёва.

Директор Литературного музея А.С. Пушкина Татьяна Леонидовна Михнёва провела экскурсию для главного редактора ИА "Русские Новости" Ярослава Мошкова и его жены Ольги Мошковой и в очень интересной беседе рассказала о прошлом и настоящем этого музея, являющегося одним из основных очагов Русской культуры в Литве.



Татьяна Леонидовна, расскажите пожалуйста об этом доме.

Этому дому 150 лет. Его купили в качестве дачного домика для дочки генерала-инженера, строившего отрезок  железной дороги Вильнюс-Варшава. Это был Алексей Мельников, он был братом  министра путей сообщения России. Семья была очень известная в Петербурге и достаточно состоятельная. Здесь он жил строя эту дорогу, он построил еще и офис железной дороги, который теперь служит посольством Белоруссии в Литве.

Фотография Григория Александровича Пушкина

Фотография Григория Александровича Пушкина.

Алексей Мельников даже поменял дороги, точнее, то место, где должен был стоять вокзал. Первоначальный вокзал планировался на современной улице Кальварию, там, где сейчас рынок. Мельников сказал, что это слишком низко, нужно подняться на террасу выше. Эта высшая терраса и есть то место, на котором расположено современное здание железнодорожного вокзала. Вильнюс расположен на четырех террасах. Первая начинается от речки Вильняле. Потом выше идет другая терраса, она на улице Диджиойи. Далее - терраса близкая к вокзалу, а следующая – та, на которой стоит вокзал. 

В этом доме в 1887 году поселился Григорий Александрович Пушкин со своей женой Варварой Алексеевной, которая была дочкой того самого генерала-инженера, строившего эту железную дорогу. Они обвенчались в церкви, которая находилась на территории монастыря миссионеров, это был их приход.

Фотография Варвары Алексеевны Пушкиной

Фотография Варвары Алексеевны Пушкиной.

 Это здание было утеплено, потому что это был дачный домик. Он был чем-то похож на Михайловское. Комнаты расположены анфиладами. Григорию Александровичу это очень понравилось, они этот дом оборудовали, добавили печки, по своему вкусу и очень шикарно его обставили, вокруг был разбит парк по английскому образцу.

Вы можете видеть фотографии Григория Александровича и Варвары Алексеевны. Григорий Александрович умер в 1905 году. Жена пережила его на 30 лет, хотя моложе его она была на 20 лет.

Это был кабинет Григория Александровича, где стоял его письменный стол, здесь лежали его деловые бумаги. Когда они сюда приехали, Варвара Алексеевна заказала 10 книжных шкафов, все книжные шкафы и вещи, заказанные ею, имели знак "ВП" с гербом. Герб Пушкиных. Из десяти книжных шкафов осталось только четыре.

В этой комнате вы видите портрет Льва Николаевича Толстого. Почему? Потому что, во-первых, они общались и у них были общие друзья. Толстой в своем романе "Анна Каренина" внешний образ Анны взял с сестры Григория Александровича Марии, то есть с дочки Пушкина списана Анна Каренина.

Это фотография Григория Александровича и Варвары Алексеевны в преклонном возрасте.

Фотография, сделанная художником Ге в 1875 году со своей картины Пушкин в Михайловском

Фотография, сделанная художником Ге в 1875 году со своей  картины "Пушкин в Михайловском".

Это была библиотека, как раз вы видите здесь те самые книжные шкафы. Обратите внимание на красивые изразцовые печки, на которых сделаны разные украшения. Это был пушкинский кабинет, и он не случайно так называется. Дело в том, что эти шпалеры – ручной вышивки по льняному полотну, они были заказаны Григорием Александровичем. Они точно такие же как были  в Михайловском в кабинете у Пушкина, он их там заказывал, потому этот кабинет и назван пушкинским. Когда Михайловское сгорело, то к нам приехали и взяли образцы этих шпалер и тогда по ним уже в Михайловском восстановлены в кабинете Пушкина точно такие же шпалеры.

Самый, пожалуй, диковинный экспонат – это выцветшая фотография 1875 года, это фотография, сделанная художником Ге в 1875 году со своей  картины "Пушкин в Михайловском". На этой известной картине изображен Пушкин в Михайловском, читающий свои стихи. Вот тут на этой картине изображена та самая полочка, которая висит у нас. Григорий Александрович привез ее из Михайловского сюда.

 

Столик в африканском стиле со слонами, с бивнями и символизирует то, что у Пушкина были также и африканские корни

Столик в африканском стиле со слонами, с бивнями и символизирует то, что у Пушкина были также и африканские корни.

 А почему Григорий Александрович уехал из Михайловского и создал здесь музей?

Потому что в 1889 году, когда отмечалось столетие со дня рождения Пушкина, Российская казна решила выкупить Михайловское в качестве музея. Григорию Александровичу даны были деньги и с этими деньгами он переехал сюда и обустройство шло за эти деньги. Деньги были немалые, казна расщедрилась, потому что хотела сделать первый музей литератору, основоположнику классического русского языка и литературы. На этом портрете Варвара Алексеевна с дочкой. Вот Григорий Александрович и Варвара Алексеевна вместе. Насколько мы понимаем, эта фотография сделана еще в Михайловском. Это фотография самого Григория Александровича в то время когда он был бравым и молодым, а вот портрет Варвары Алексеевны в очень красивом платье с турнюром, смотрится в зеркало.  Художественная фотография тех времен была очень интересной. Смотрите, здесь два портрета, и оба в профиль, только один со стороны спины, а второй – со стороны лица.

Рояль находящийся в гостинной. Здесь принимали гостей и музицировали

Рояль находящийся в гостинной. Здесь принимали гостей и музицировали.

Здесь вы видите посмертные маски Пушкина, а это очень интересный столик в африканском стиле, со слонами, с бивнями, символизирует пушкинское происхождение. Это мольберт Варвары Алексеевны, она любила рисовать. В мольберте стоит ее рисунок.

Мы переходим в гостиную. Здесь музицировали: стоит великолепный рояль, принимали гостей.

Вы можете увидеть здесь портрет министра путей сообщения, который приходился Варваре Алексеевне дядей. К сожалению, фотографии родителей Варвары Алексеевны в петербуржском музее института "Пушкинский дом".

Что вы видите перед собой? Очень красивый интерьер, правда? Перед вами великолепный дубовый стол и очень красивые вазы, которые сохранились у нас и они есть на фотографиях. У нас имеется около 400 фотографий, среди них фотографии интерьера, внешнего вида дома, друзей Григория Александровича и Варвары Алексеевны. По фотографиям мы  восстанавливали шторы и интерьер дома.

Бильярдная комната. Справа салонный музыкальный орган

Бильярдная комната. Справа салонный музыкальный орган.

 Ценный экспонат – это две лампы с китайскими рисунками. Специально для этой пары ламп сделаны стояки.

Далее мы переходим в бильярдную комнату, какой она была, такой  и сохранилась, вы видите движущиеся лампы, сохранился биллиардный стол в очень хорошем состоянии, сохранился столик и дощечка для записи результатов, кий, сохранились костяные бильярдные шары.

Сохранился уникальный экспонат, которого нет нигде в Литве, это салонный музыкальный орган. Бывают механические пианино, валики, которые просто издают музыку, а здесь 5 валиков и получается органный звук. Этот инструмент изготовлен в Париже в 1859 году. На валиках записана в основном французско-итальянская классика, арии из опер, а на одном из валиков – музыка Глинки. Мы пытаемся восстановить, чтобы дать возможность послушать эту музыку нашему поколению. Это было сделано на заказ, вы даже можете на валике увидеть дату - 1859 год.

Салонный музыкальный орган, изготовлен в Париже в 1859 году

Салонный музыкальный орган, изготовлен в Париже в 1859 году.

Обилие трюмо, которые вы видите в каждой комнате, говорят, что в те времена наши предшественники следили за своим видом, за своим поведением, имиджем больше, чем мы сейчас.

Комната, в которую мы пришли сейчас – это столовая. Стоят специальные комоды, буфет, сервант. Например, кажется, что перед нами выдвижные комоды, а на самом деле это шкафчик. Те, кто знает, что такое старинная мебель, ясно, что имеет свои секреты, например в серванте есть такой выдвижной столик для того, чтобы увеличить площадь.

Перед вами сохранившаяся стеклянная посуда и вы видите стеклянные предметы, похожие на ножки бокалов для вина. Все всегда спрашивают - что это такое. Это специальные подставки для ножей и вилок, чтобы они не пачкали хозяйке скатерть.

Столовая

Столовая.

 Конечно, все то, что вы видели сейчас – не все, что было в этом доме. Фотографии говорят, что все было гораздо более эффектно, потому что те светильники, которые вы видите в этой комнате, сделаны были потом. Судя по фотографии, здесь висела великолепная люстра. Сохранились еще картины. Мы пока не можем все расположить так, как хотели бы. Сегодня интерьер – это музей, а не жилой дом, поэтому приходилось выбирать.

 

Скажите, что это такое?

Это сифон.

 

Тех времен?

Да. В этом доме нет ни одной вещи нашего времени. Все пушкинские музеи сделаны почти с нуля. Мы отличаемся от всех других музеев. Здесь все подлинное. Вы стоите на подлинном паркете из 4 сортов дерева. В доме нет ничего лишнего.

Недалеко от дома в парке находится часовня Св. Варвары

Недалеко от дома в парке находится часовня Св. Варвары.

 Дом сделан анфиладами. Одна анфилада - парадная, для приема гостей, мы их сейчас прошли, а теперь другая анфилада - жилая. Здесь были жилые комнаты, спальни, ванна. В этом помещении жили люди, а теперь тут находится экспозиция  жизни и творчества Пушкина. В основном это экспозиция для школьников, для которых наш гид рассказывает о поэте.

В этом году исполняется 180 лет со времени написания первой сказки о попе и его работнике Балде. Как раз перед вами наброски самого Пушкина к этой сказке. В 1831 году, когда Пушкин женился, он написал эту сказку.

Эта комната и  экспозиция в ней посвящена хозяину дома и самому дому. Вот интерьер домовой церкви, которую они сами построили. Григорий Александрович специально выписывал журнал "Зодчество" и выбрал оттуда модель домовой церкви, которую хотел построить. В Вильнюсе ничего подобного нет, здесь не сохранилось ни одной домовой церкви, а в нашей усадьбе сохранилась.

Здесь была конюшня, пекарня, но этих помещений уже нет. На этой фотографии вы можете увидеть дом, в котором жил сам инженер-генерал.

Посмотрите на этот экспонат – перед вами ноты. Это хвалебная песнь Пушкину, ее издали к столетнему юбилею поэта. В этот период готовили специальные издания. Государство потратило деньги не только на Михайловское, чтобы его восстановить и сохранить, но была масса других расходов на то, чтобы увековечить имя Пушкина.

Взгляните, перед вами фотография вильнюсского русского общества, еще была не только начальная школа, но и пушкинская гимназия. 3 июня у нас был праздник. Мы сделали на 3-м этаже выставку рисунков учеников пушкинской гимназии. В архиве искусствоведа Владаса Дремы сохранились рисунки. Когда стали их перебирать, оказалось, что это рисунки из той самой вильнюсской гимназии, в которой Владас Дрема преподавал, когда был молодым, в 30-х годах.

Светильники в которые ставилась лампа, ими пользовались когда еще не было электричества

Светильники в которые ставилась лампа, ими пользовались когда еще не было электричества.

 Вот фотография, на которой изображена Варвара Алексеевна за вязанием, она сидит на веранде. Перед вами подставка для книг, которую можно было поставить рядом с собой и сложить туда книжки, которые ты читаешь.

Вот стойка от крикета.

А тут - фотографии похорон Варвары Алексеевны.

Обратите внимание на светильники – они очень интересные, сюда ставилась лампа, ими пользовались когда еще не было электричества, но Варвара Алексеевна была одной из первых, кто провел у себя электричество и телефон. Интересно то, что она в благодарность тому человеку, который провел ей телефон, послала письмо, вместо того, чтобы позвонить ему и сказать спасибо.

Теперь поднимемся на второй этаж.

Здесь расположены постоянные выставки: Пушкин и Литва, Пушкин в произведениях писателей и поэтов, переводчиков, Пушкин в театральном искусстве, перед вами костюмы из постановки Борис Годунов, Пушкин в книжном деле

Здесь расположены постоянные выставки: Пушкин и Литва, Пушкин в произведениях писателей и поэтов, переводчиков, Пушкин в театральном искусстве, перед вами костюмы из постановки "Борис Годунов", Пушкин в книжном деле.

 На втором этаже жила в основном прислуга, управляющие этим имением, а у нас здесь расположены постоянные выставки: Пушкин и Литва, Пушкин в произведениях писателей и поэтов, переводчиков, Пушкин в театральном искусстве, перед вами костюмы из постановки "Борис Годунов", Пушкин в книжном деле.

Здесь фото из первых постановок Пушкина. У нас есть телевизионная комната, где мы показываем фильмы о потомках Пушкина, судьбе его детей.

Перед вами залы, посвященные временным экспозициям. Сейчас в этих помещениях выставлены сочинения и работы детей. У нас есть ежегодный конкурс, который называется "Мой Пушкин". Дети из всей Литвы участвуют в нем. В конкурсе бывают разные темы и в разных возрастных категориях. Вот перед вами работы самых маленьких.

Рисунок А.С. Пушкина Собака с птичкой 1812-1813

Рисунок А.С. Пушкина "Собака с птичкой" 1812-1813.

 А это сочинения, приуроченные к 200-летнему юбилею Императорского Царскосельского лицея. Пушкин, как вы знаете, был одним из первых учеников Царскосельского лицея. В этом зале у нас временная экспозиция, которая посвящена лицею в творчестве художников. В данном случае мы выбрали работы именно самих воспитанников лицея. Видите надпись – это рисовал сам Александр Пушкин, дальше – рисунок Донзаса, перед вами рисунок Пущина.

А тут идут карикатуры, которые они рисовали сами на себя, на Кюхельбекера, на своих преподавателей. Карикатура на лицеистов, которые шли к графу Разумовскому, который был министром образования. Вот они стоят у булочной и просят, чтобы им скинули что-нибудь сладенькое в долг. Обратите внимание на даты: везде стоит 1813, 1814, 1815. Они ученики лицея в это время. На этой карикатуре они изображают француза, стреляющего по воронам. Дело в том, что только что кончилась война и события 1812 года еще были живы. Вероятно, это по рассказам гусар того полка, который стоял в Царском селе. Лицеисты ходили к гусарам очень часто и особенно любили попить у них пунш.

Одни из экспонатов работ воспитанников пушкинской гимназии 30-х г. 20 века

Одни из экспонатов работ воспитанников пушкинской гимназии 30-х г. 20 века.

 А это рисунок Горчакова. Они рисовали и с натуры, и по памяти, отрабатывали  на царскосельских статуях рисунок, формы, штриховку. На этом рисунке – лев Бакунина. Горчаков стал министром иностранных дел, а впоследствии - канцлером России. Рядом находятся тарелочки, которые сделали к юбилею петербуржские художники с сюжетами из жизни Пушкина и других лицеистов в Царском селе. Видны достопримечательности, беседка.

С этой стороны выставлены работы воспитанников нашей пушкинской гимназии. Мы подумали, что если есть коллекция рисунков учеников Владаса Дремы, то можно выставить и рисунки наших гимназистов. Система обучения одна и та же. Они отрабатывали свое искусство на натуре, учились черчению, обучались рисовать перспективу, писать шрифты, только изменилось время и вы это видите. Предметы воспринимаются по другому. Например, шла война и на рисунке 39 года изображен противогаз. Их учили изображать город. Перед вами зарисовка  зверинской церкви. Их учили изображать район с высоты, как когда-то делали  карты средневековые художники. Вот  железная дорога, город, машина 30-х годов.

Лицей был сделан для того, чтобы создать элиту для русской государственности, для русской культуры и был большой конкурс когда отбирались ученики. На лицеистах были обкатаны программы по образованию. Профессора, которые им преподавали, потом писали учебники, по которым образование развивалось дальше. Костяк "эстеблишмента" российской государственности состоял как раз из этих лицеистов. Это был оплот российской культуры.

На этой стороне мы хотели показать, что когда русские стали меньшинством,  вильнюсское общество открыло эту гимназию и пыталось сохранить себя.  Вильнюс тогда был польским городом. Преподавание велось на польском языке. Как видите, все надписи сделаны на польском. Несмотря на это, русская гимназия работала, ученики учили польский язык как государственный и учили  русский. Однако самое главное то, что они были опекаемы русским обществом. Варвара Алексеевна написала письмо в министерство и попросила назвать эту гимназию именем Пушкина. Сначала она была просто русской гимназией Поспеловой, названной так по имени учредительницы. Поспелова была директрисой гимназии. Варвара Алексеевна обратилась с просьбой, она стала ее патронессой.

Гостевая комната, где всегда останавливались гости

Гостевая комната, где всегда останавливались гости.

 Я вам почти все показала. У нас еще есть одна комната, которая была гостевой, где всегда останавливались гости и у нас сохранилась чудесная двуспальная раскладушка. Ей уже 130 лет.

На стене выставлены рисунки Варвары Алексеевны, она любила рисовать, брала уроки рисования, она ездила по миру, эти рисунки сделаны во время этих поездок.

Перед вами узенькая лестница, когда холодно было, по ней поднимались. Когда было тепло - шли тем путем, которым я вас провела.

Рядом с часовней Св. Варвары находится семейный некрополь. Григорий Александрович Пушкин умер в 1905 году, Варвара Алексеевна в 1935-м. Также там могилы родных Варвары Алексеевны и её гувернантки.

Места захоронения собак Григория Александровича и Варвары Алексеевны

Места захоронения собак Григория Александровича и Варвары Алексеевны.

В стороне от них также есть и захоронение их собак, о чём свидетельствуют камни. Такое же я видела у друга Григория Александровича - князя Паскевича, имение которого в Белоруссии в городе Гомель, оно также на пригорке на берегу реки и там стоит камень его любимой собаке. И когда я увидела эти камни здесь, то только потом узнала, что они дружили между собой. Традиции любви к животным - домашним друзьям, в культуре русской усадьбы, русской дворянской культуры, они очень важны и они говорит о том, что животные были по сути членами семьи.

 

Татьяна Леонидовна, расскажите о парке, что он из себя представляет и каким был изначально?

 У нас есть бумага, в которой архитектор-ландшафтник описал этот парк, который был разбит по английскому образцу. Мы сейчас собираем специалистов по ландшафту, что бы дать новую визию парку, приблизив его к изначальному, потому, что то, что видите сейчас - это "дикари", которые выросли за последние 80 лет. От старых деревьев остались только дубы, которые стоят сухими и тем не менее украшают парк. 

 

А в целом есть планировка или вид, как этот парк выглядел, что бы восстановить в точности?

Нет, мы его не имеем. Есть отдельные фотографии, там дорожки, ещё что-то и всё по отдельности. Также очень красиво были оборудованы пруды, два пруда. У нас есть фотография, когда Варвара Алексеевна зимой на коньках катается на пруду. 

 

Кабинет Г.А. Пушкина

 

Письменный стол в кабинете Г.А. Пушкина

 

Полочка с знаком ВП с гербом Пушкиных

Полочка с знаком "ВП" и гербом Пушкиных

 

Библиотека, где хранятся прижизненные издания книг А.С.Пушкина.

 

Мольберт Варвары Алексеевны. В мольберте стоит ее рисунок.

 

Принадлежавшие Пушкину и вывезенные из Михайловского два кресла и ломберный столик.

 

Фотография Григория Александровича, Варвары Алексеевной и их дочери. На стене шпалеры – ручной вышивки по льняному полотну, они были заказаны Григорием Александровичем. Они точно такие же как были в Михайловском, в кабинете у Пушкина.

 

Рисунки посмертных масок А.С. Пушкина.

 

Портрет министра путей сообщения, который приходился Варваре Алексеевне дядей.

 

Фотография Григория Александровича в то время когда он был бравым и молодым.

 

Художественная фотография Варвары Алексеевны в платье с турнюром, смотрится в зеркало.  тех времен была очень интересной. Здесь два портрета, и оба в профиль, только один со стороны спины, а второй – со стороны лица.

 

Гостиная. Здесь принимали гостей и музицировали. Слева стоит великолепный рояль.

 

Светильник в китайском стиле и пианино в гостиной комнате.

 

Камин в гостиной выполнен по образцу Михайловского

 

 Салонный музыкальный орган, изготовлен в Париже в 1859 году.

 

Бильярдная

 

Столовая.

 

Сохранившаяся стеклянная посуда. Стеклянные предметы, похожие на ножки бокалов для вина - это специальные подставки для ножей и вилок, чтобы они не пачкали хозяйке скатерть

 

 

Сифон.

 

Коридор и лестница на второй этаж.

 

Комната посвящённая жизни А.С. Пушкина.

 

Одни из многочисленных экспонатов Литературного музея А.С. Пушкина (г. Вильнюс). 

 

Хвалебная песнь А.С. Пушкину.

 

Один из стендов посвящённых авторам переводов произведений А.С. Пушкина на литовский язык.

 

Карикатура лицеиста А.Д. Илличевского на лицеистов, которые шли к графу Разумовскому, который был министром образования. 1815-1816 г.г.

 

Рисунок лицеиста Ф. Матюшкина, на котором изображён француз, стреляющий по воронам. 1813 г.

 

 

Одни из экспонатов работ воспитанников пушкинской гимназии 30-х г. 20 века.

 

Памятник великому русскому поэту А.С. Пушкину.

 

Пруд рядом с усадьбой-музеем.

 

Литературный музей А.С. Пушкина (Литва, г. Вильнюс).

 

Недалеко от дома в парке находится часовня Св. Варвары.

 

Рядом с часовней Св. Варвары находится семейный некрополь. Григорий Александрович Пушкин умер в 1905 году. Варвара Алексеевна в 1935.

Автор фотографий: Ярослав Мошков

Источник:
ИА Русские Новости
Просмотров: 1861 | Добавил: nox | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: