Если говорить серьезно то мои долгие исследования русского национального характера привели меня к следующему взгляду на него. 1. В своей основе русский характер - это обычный индоевропейский и европейский характер и культурно-психологический тип. Для нас характерны типчно европейские черты - личностное восприятие действительности, вообще - вера в повышенные возможности конкретной личности, повышенная рациональность и вера в объяснимость мира, сильно развитый инстинкт власти, стремление к освоению и обустраиванию реальности, социальная амбициозность (в противоположность пассивному отношению к миру или восточному магизму).
2. При этом, в силу своих задатков и иторического развития русские имеют целый ряд черт, которые создают нашу значительную специфику среди европейских народов. Настолько сильную, что, будучи составной частью европейского культурного круга,русский народ создал собственную цивилизацию - родственную европейской, но не тождественную ей.
3. В основе национального характера лежит система аффектов. Сильных и, как правило, негативных эмоциональных переживаний с которыми человек или народ и справляется при помощи выработки характера. В русском случае это переживание обиды. Если для западноевропейца характерен аффект оскорбления, то есть желания устранить негатив за счет доминирования над противником, то для русского характерна обида, стремление удалиться, отстраниться от обидчика, ослабить с ним социальную связь.
4. С проистекающим из обидчивости стремлением к удалению связан исключительно развитый у русских пространственный аффект, стремление к растеканию, разбеганию, занятию все новых и новых пространств. Любое действие воспринимается русским как действие в пространстве. При этом это не кочевническое мировоззрение - русский стремится не к тому, чтобы _передвинуться_ из точки А в точку Б, а к тому, чтобы разместиться в точке Б оставшись в точке А. Принимая формулу известного этнографа Т.Б. Щепанской "Русский движущийся этнос с самосознанием оседлого" *.
* Именно поэтому, кстати, русские - самый "антиевразийский" народ в истории, воспринимавший кочевников как препятствие к своему растеканию и планомерно уничтоживший "своеобразие" Великой Степи, перегородивший ее засеками, сковавший её острогами и крепостями.
5. Русские создали и вынуждены были поддерживать невероятно сложную цивилизационную систему в условиях экстремального земледелия и экстремальных климатических условий. Фактически нам пришлось учиться ходить на голове. Ответственен за это тот счастливый факт, что мы приняли византийское христианство - христианство восточно-средиземноморское, находившееся на пике культурного расцвета. Западноевропейское католичество научилось сжиматься, упрощаться, примитивизироваться под потребности северных народов и скорее подчинялось их варварской природе, чем преобразовывало её. И то при первой же возможности северные народы выдумали себе еще более простой протестантизм. Русским досталось непростое византийское наследство (непростое в буквальном смысле - очень сложное и с трудом упрощавшееся) которое надо было поддерживать на должном уровне. В результате мы имеем культуру сложную и многостороннюю "не по климату". К сожалению мы при этом имеем государство далеко не соответствующее уровню нашей культуры. И этому мы обязаны, увы, сперва монголизации, а затем псевдо-европеизации на монгольский манер.
6. Поддержание такой высокой культурной системы в неподходящей для нее среде приучило русских добиваться невозможного. Стремление к невозможному, к переходу порога реальности - причем не галлюцинастическому, а реальному, материальному переходу - характернейшая черта русского мировоззрения и образа действий.
7. С этим связан и специфически пасхальный характер русского взгляда на Христианство. Русские как никто другой в мире остро рочувствовал идею победы над смертью и воскресения мертвых во плоти. Русское пренебрежение смертью - это не пассивная жертвенность, не героический пессимизм обреченного, а напротив - уверенность, что смерти на самом деле уже нет.
8. Также "русский аффект" покорения пространства формирует и особенность русского мышления и действия - это чрезывчайно экспансивное взаимодействие с миром, стремление все схватить, все постичь, все понять, всем завладеть. В сочетании с нежеланием признавать границы возможного - это страшная сила. "Своеначальный жадный ум - как пламень русский ум опасен. Так он неудержим, так ясен, Так весел он - и так угрюм. ".
9. Еще одна особенность русского характера связана с речным характером русской цивилизации. Это не сухопутная и не морская, а речная цивилизация, возросшая на реках и переплетениях речных систем. Отсюда стремление всюду проникнуть, вообще особое чувство сети как переплетения сходных элементов, позвояющих двигаться и уходить очень далеко. Отсюда характерная для русского человека специфическая изворотливость, приспособляемость, умение находить обходные пути.
10. Далее - смекалка. Как я уже сказал выше - это такая скорость схватывания и осмысления, что она кажется интуитивным проникновением в суть вещей. Но на самом деле это не интуиция-как-иррациональное - это высокоскоростная рациональность. Русский человек ничего так не нелюбит, как тупость, как когда "не догоняют".
11. Еще одно свойство, проистекающее из жизни в экстремальных условиях - это исключительное упорство, стойкость в обороне, которая не равна пассивность. Просто 8 месяцев зимы приучили русского человека к тому, что какое-то время надо просто уметь продержаться. Продержаться на сколь угодно низкой энергии - а потом Бог переменит зиму, переменит орду и т.д. Русский исходит из предположения, что негативное стечение обтоятельств не является чем-то постоянным и важно не сломаться на пике этого негативного стечения.
Есть у русских и свои специфичные слабые стороны. 1. Недостаточная инженерность мышления. Русскому человеку проще найти решение для человека, чем заложить в конструкцию решение _без_ человека и помимо человека. У нас слишком многое на ручном управлении и зависит от человеческого фактора.
2. Не обузданная и не отработанная обида приводит к ослаблению социальных связей, снижению интенсивности социальности. Русские легко умеют выстраивать системы на невербальном взаимопомнимании и неформальных общих правилах, но вот элементы социальной принудительности (той же инженерности, но в социальных отношениях) нам даются и в самом деле непросто.
3. Самое страшное - это разрушительное воздействие "навязанных ценностей" вроде тех, которые разбирались выше. Они вдолблены порой уже так глубоко, что русский человек вместо того, чтобы поступить ему как подсказывает его характер начинает дергаться и пытаться поступить "как русский" (то есть совершенно не по русски).
Источник: Русский обозреватель