Владимир очень уважал свою мачеху и склонился на ее мольбы. "Правда, -
сказал он, - отцы и деды наши соблюдали русскую землю, а мы хотим ее
погубить".
Княгиня, возвратившись в Киев, принесла радостную весть киевлянам, что Владимир склоняется на мир.
Князья стояли на левой стороне Днепра, в бору, и пересылались со
Святополком. Наконец последнее их слово было таково: "Если это
преступление Давидово, то пусть Святополк идет на Давида, пусть либо
возьмет его, либо сгонит с княжения".
Святополк целовал крест поступать по требованию Владимира и его товарищей.
Князья собрались идти на Давида, а Давид, узнав об этом, стал пытаться
поладить с Васильком и заставить его самого отклонить от Давида
опасность, которой подвергался Давид за Василька.
Призвал ночью Давид какого-то Василия, которого рассказ включен в летопись целиком. Давид сказал ему:
"Василько в эту ночь говорил Улану и Колчке, что ему хочется послать от
себя мужа своего к князю Владимиру. Посылаю тебя, Василий, идти к
одноименнику своему и скажи ему от меня: если ты пошлешь своего мужа к
Владимиру и Владимир воротится, я дам тебе какой хочешь город: либо
Всеволожь, либо Шепель, либо Перемиль". Василий отправился к Васильку и
передал ему речь Давида. "Я ничего такого не говорил, - сказал Василько,
- но готов послать мужа, чтобы не проливали из-за меня крови; дивно
только, что Давид дает мне города свои, а мой Теребовль у него. Ступай к
Давиду и скажи, пусть пришлет ко мне Кульмея. Я пошлю его к князю
Владимиру". Василий сходил к Давиду и, воротившись, сказал, что Кульмея
нет.
Василько сказал: "Посиди со мной немного". Он велел слуге выйти вон и говорил Василию:
"Слышу, что Давид хочет меня отдать ляхам, не насытился он еще моей
кровью; еще больше хочет упиться ею. Я много зла наделал ляхам и хотел
еще наделать и мстить им за русскую землю. Пусть выдает меня ляхам,
смерти я не боюсь. Скажу только тебе по правде. Наказал меня Бог за мое
высокомерие; ко мне пришла весть, что идут ко мне берендичи, печенеги,
торки, и я сказал себе в уме: как будут у меня берендичи, печенеги,
торки, скажу я брату своему Володарю и Давиду: дайте мне свою меньшую
дружину, а сами пейте себе и веселитесь; я же зимою пойду на ляхскую
землю, а на лето завоюю ляхскую землю и отомщу за русскую землю. Потом я
хотел овладеть дунайскими болгарами и поселить их у себя, а потом хотел
проситься у Святополка и Владимира идти на половцев: либо славу себе
найду, либо голову сложу за русскую землю; иного помышления у меня в
сердце не было ни на Святополка, ни на Давида. Клянусь Богом и его
пришествием, не мыслил я никакого зла братьи; но за мое возношение
низложил меня Бог и смирил!" Неизвестно, чем кончились эти сношения
Давида с Васильком, но, вероятно, Василько остановил Владимира, потому
что в этом году не было от него нападения на Давида. Наступала Пасха.
Давид не выпустил Василька и, напротив, хотел захватить волость
ослепленного; он пошел туда с войском, но у Божска встретил его
Володарь. Давид был такой же трус, как и злодей. Он не осмелился
вступить в бой и заперся в Божске. Володарь осадил его и послал к нему
такое слово: "Зачем наделал зла и еще не каешься. Опомнись!" - "Разве я
это сделал, -отвечал Давид, - разве в моем городе это сделалось? Виною
всему Святополк: я боялся, чтобы и меня не взяли и не сделали со мною
того же; поневоле пришлось мне пристать к нему в совет, был у него в
руках".
Володарь не перечил ему, стараясь только о том, как бы выручить брата из
неволи. "Бог свидетель всему этому, -послал он сказать Давиду, - а ты
выпусти моего брата, и я с тобой примирюсь".
Давид обрадовался, приказал привести слепого и отдал его Володарю. Они заключили мир и разошлись.
Но на другую весну (1098) Володарь и Василько с войском шли на Давида.
Они подошли к городу Всеволожу, взяли его приступом и зажгли; жители
бежали, Василько приказал всех их истребить и мстил за себя невинным
людям, замечает летописец, Василько показал, что хотя он и был
несчастен, но вовсе не любил русской земли в той мере, как говорил.
Братья подошли к Владимиру. Трусливый Давид заперся в нем. Братья князья
послали к владимирцам такое слово:
"Мы пришли не на ваш город и не на вас, а пришли мы на врагов своих: на
Туряка, Лазаря и Василия, - они подговорили Давида; он их послушал и
сделал зло. Если хотите биться за них, - и мы готовы; а не хотите, - так
выдайте врагов наших".
Владимирские граждане собрались на вече и так сказали Давиду:
"Выдай этих мужей, мы за них не бьемся; за тебя же биться можем; если не
выдашь, - мы отворим город, а ты сам о себе промышляй как знаешь".
Давид отвечал: "Их нет здесь, я послал их в Луцк; Туряк бежал в Киев, Василий и Лазарь в Турийске".
"Выдай тех, кого они хотят, - крикнули горожане, - а не то - мы сдадимся!"
Давиду нечего было делать. Он послал за своими любимцами: Василием и Лазарем, и выдал их.
Братья Ростиславичи по заре повесили Василия и Лазаря перед городом, а
сыновья Василька расстреляли их стрелами. Совершивши казнь, они
отступили от города.
После этой расправы на Давида пошел Святополк, который до сих пор медлил
исполнением княжеского приговора наказать Давида за его злодеяние.
Давид искал помощи у польского князя Владислава Германа, но последний
взял с него деньги за помощь и не помог. После семинедельной осады во
Владимире Давид сдался и уехал в Польшу.
В великую субботу 1098 года Святополк вошел во Владимир. Овладев
Волынью, киевский князь думал, что не худо таким же способом овладеть и
волостями Ростиславичей, за которые он начал войну с Давидом. Володарь,
предупреждая нападение, вышел против киевского князя и взял с собою
слепого брата. Враги встретились на урочище, называемом Рожново поле.
Когда рати готовы были ударить друг против друга, вдруг явился слепой
Василько с крестом в руке и кричал, обращая речь свою к Святополку:
"Вот крест, который ты целовал перед тем, как отнял у меня зрение!
Теперь ты хочешь отнять у меня душу. Этот честный крест рассудит нас!"
Произошла жестокая битва. Ростиславичи победили. Святополк бежал во
Владимир. Победители не погнались за ним. "С нас довольно стать на своей
меже", - говорили они.
Тогда у Ростиславичей и у их врага Давида явилось общее дело: защищать
себя от Святополка, тем более, что киевский князь не думал оставлять их в
покое и, посадив одного из своих сыновей, Мстислава, во
Владимире-Волынском, другого, Ярослава, послал к уграм (венграм)
подвигать их на Володаря, а сам ушел в Киев, вероятно, замышляя посадить
этого самого Ярослава в уделе Ростиславичей, выгнавши последних,
подобно тому, как он уже выгнал Давида. Святополк хотел воспользоваться
вспыхнувшею враждою между Давидом и Ростиславичами для того, чтобы
доставить на их счет владения своим сыновьям. Давид прибыл из Польши и
сошелся с Володарем. 3аклятые враги помирились, и Давид оставил свою
жену у Володаря, а сам отправился нанимать половецкую орду, которою
управлял воинственный и свирепый хан Боняк. Вероятно, Давид успел
уверить Володаря, что в самом деле виной злодеяния, совершенного над
Васильком, был не он, а Святополк.
Володарь сидел в Перемышле. Пришли венгры со своим королем Коломаном,
приглашенные Ярославом Святополковичем, и осадили Перемышль. На счастье
Володаря Давиду не пришлось далеко ездить за половцами: он встретил
Боняка где-то недалеко и привел его в Перемышль.
Накануне ожидаемой битвы с венграми, Боняк в полночь отъехал от войска в
поле и стал выть по-волчьи. Ему вторили голоса множества волков. Таково
было половецкое гаданье. "Завтра, - сказал Боняк, - мы победим угров".
Дикое предсказание половецкого хана сбылось. "Боняк, - говорит
современный летописец, - сбил угров в мяч так, как сокол сбивает галок".
Венгры бежали. Много их потонуло и в Вагре и в Сане. Давид двинулся к
Владимиру и овладел Владимирскою волостью. В самом городе сидел Мстислав
Святополкович с засадой (гарнизоном), состоявшей из жителей
владимирских пригородов: берестьян, пинян и выгошевцев. Давид начал
делать приступы: дождем сыпались с обеих сторон стрелы: осаждающие
закрывались подвижными вежами (башнями); осажденные стояли на стенах за
досками; таков был тогдашний способ войны. В одну из таких перестрелок,
12 июня 1099 года, стрела сквозь скважину доски поразила насмерть князя
Мстислава. Осажденные после его смерти терпели тягостную осаду до
августа, наконец Святополк прислал к ним на выручку войско. Августа 5
Давид не устоял в битве с присланным войском и бежал к половцам.
Победители ненадолго овладели Владимиром и Луцком. Давид, пришедши с
Боняком, отнял у них и тот и другой город.
Намерение Мономаха соединить князей на единое дело против половцев не
только не привело к желанной цели, а, напротив, повело к многолетней
войне между князьями; для русской земли от этого умножилось горе. Однако
на следующий 1100 год Мономаху таки удалось опять устроить между
князьями совещание и убедить Давида Игоревича отдаться на княжеский суд.
Давид сам прислал к князьям послов по этому делу. К сожалению, мы не
знаем подробностей подготовки к этому делу. 10 августа князья: Владимир
Мономах, Святополк, Олег с братом Давидом сошлись в Витичеве, а через
двадцать дней, 30 августа, они снова сошлись на том же месте, и уже
тогда был с ними Давид Игоревич.
"Кому есть на меня жалоба?" - спросил Давид Игоревич. "Ты присылал к
нам, - сказал Владимир, - объявил, что хочешь жаловаться перед нами за
свою обиду. Вот теперь ты сидишь с братьею на одном ковре. На кого у
тебя жалоба?" Давид ничего не отвечал.
Тогда князья сели на лошадей и стали врознь каждый со своею дружиною.
Давид Игоревич сидел особо. Князья рассуждали о Давиде: сначала каждый
князь со своею дружиною, а потом совещались между собою и послали Давиду
от каждого князя мужей. Эти мужи сказали Давиду такую речь:
"Вот что говорят тебе братья: не хотим тебе дать стола Владимирского за
то, что ты вверг нож между нас, сделал то, чего еще не бывало в русской
земле: но мы тебя не берем в неволю, не делаем тебе ничего худого, сиди
себе в Бужске и в Остроге; Святополк придает тебе Дубен и Чарториск, а
Владимир дает тебе 200 гривен да еще Олег и Давид дают тебе 200 гривен".
Потом князья послали к Володарю такое слово: "Возьми к себе брата
своего Василька; будет вам обоим Перемышль. Хотите, живите вместе, а не
хотите-отпусти Василька к нам; мы будем его кормить!"
Володарь с гневом принял такое предложение; Святополк и Святославичи
хотели выгнать Ростиславичей из их волости и послали приглашать к
участию в этом предприятии Владимира, который после съезда в Витичеве
поехал в северные свои области и был на Волге, когда пришел к нему вызов
от Святополка идти на Ростиславичей: "Если ты не пойдешь с нами, то мы
будем сами по себе, а ты сам по себе". Видно, что и на витичевском
съезде Владимир не ладил с князьями и не совсем одобрял их
постановления: "Я не могу идти на Ростиславичей, - отвечал он им, - и
преступать крестное целование. Если вам не нравится последнее,
принимайте прежнее" (т. е. постановленное в Любече). Владимир был тогда
огорчен, как показывают и слова в его духовной, касающиеся описываемого
события. По этому поводу он счел уместным привести выражение из
псалтыря: "Не ревнуй лукавствующим, не завиди творящим беззаконие!" В
самом деле, то, чем покончили князья свои междоусобия, мало представляло
справедливости. Владимир не противоречил им во многом, потому что желал
как бы то ни было прекратить междоусобия, чтобы собрать силы русских
земель против общих врагов половцев.
Святополку, как киевскому князю, хотелось, подобно своим
предшественникам, власти над Новгородом, и для этого желал он посадить в
Новгороде своего сына, между тем там уже был князем сын Мономаха
Мстислав. Владимир уступил Святополку, а вместо новгородского княжения
Святополк обещал Мстиславу Владимирское.
Мономах призвал Мстислава из Новгорода в Киев, но вслед за Мстиславом
приехали новгородские послы и повели такую речь Святополку:
"Приславшие нас велели сказать: не хотим Святополка и сына его; если у
него две головы, то посылай его. Нам дал Мстислава Всеволод, мы его
вскормили, а ты, Святополк, уходил от нас".
Святополк не мог их переспорить и не в состоянии был принудить
новгородцев исполнить его волю. Мстислав опять вернулся в Новгород.
Новгород, по своему местоположению за неприступными болотами и дремучими
лесами, чувствовал свою безопасность. Туда нельзя было навести ни
половцев, ни ляхов; нельзя было с иноземною помощью овладеть Новгородом.
С тех пор Владимир непрерывно обращал свою деятельность на ограждение
русской земли от половцев. В 1101 году Владимир поднял князей против
них, но половцы, услышав о сборах русских князей, одновременно от разных
орд прислали просьбу о мире. Русские согласились на мир, готовые
наказать половцев за первое вероломство. В 1103 году этот мир был
нарушен половцами, и Мономах побудил русских князей предпринять первый
наступательный поход на половецкую землю соединенными силами. В летописи
этот поход описан с большим сочувствием, и видно, что он сделал
впечатление на современников. Киевский князь со своею дружиною и
Владимир со своею сошлись на Долобске (на левой стороне Днепра близ
Киева). Князья совещались в шатре. Святополкова дружина была против
похода. Тогда раздавались такие голоса: "Теперь весна, как можно
отрывать смерда от пашни; ему надобно пахать".
Но Владимир на это возразил: "Удивительно, что вы не жалеете смерда, а
жалеете лошадь, на которой он пашет. Начнет смерд пахать, прибежит
половчин и отымет у него лошадь, и его самого ударит стрелою, и ворвется
в село, и жену и детей его возьмет в полон".
Дружина Святополкова ничего на это не могла возразить, и Святополк сказал: "Я готов".
"Ты много добра сделаешь", - сказал ему на это Мономах. После долобского
совещания князья стали приглашать черниговских князей принять участие в
походе, а за ними и других князей. Давид послушался, а Олег отговорился
нездоровьем. Он неохотно ссорился с половцами, которые помогли ему
взять Чернигов, и, быть может, рассчитывал, что дружба с ними пригодится
ему и его детям. Прибыл со своей дружиной полоцкий князь Давид
Всеславич, прибыли и некоторые другие князья. Русские шли конные и
пешие: последние на ладьях по Днепру до Хортицы. После четырехдневного
пути степью от Хортицы на урочище, называемом Сутень, русские 4 апреля
встретили половцев и разбили их наголову. Половцы потеряли до двадцати
князей. Один из их князей Белдюзь попался в плен и предлагал за себя
большой выкуп золотом, серебром, лошадьми и скотом, но Владимир сказал
ему: "Много раз поставляли вы с нами договор, а потом ходили воевать
русскую землю; зачем ты не учил сынов своих и род свой не преступать
договора и не проливать христианской крови?" Он приказал затем убить
Белдюзя и рассечь по членам его тело. Русские набрали тогда много овец,
скота, верблюдов и невольников.
В 1107 году воинственный Боняк и старый половецкий князь Шарукан
задумали отомстить русским за прежнее поражение, но были разбиты
наголову под Лубнами. В 1109 году Владимир посылал воеводу Димитрия
Иворовича к Дону: русские нанесли большое разорение половецким вежам. За
это на другой год половцы опустошили окрестности Переяславля, а на
следующий Владимир опять с князьями предпринял поход, который более всех
других облекся славою в глазах современников. Предание связало с ним
чудодейственные предзнаменования. Рассказывают, что февраля 11 ночью над
Печерским монастырем появился огненный столб: сначала он стал над
каменною трапезою, перешел оттуда на церковь, потом стал над гробом
Феодосия, наконец поднялся по направлению к востоку и исчез. Явление это
сопровождалось молнией и громом. Грамотеи растолковали, что это был
ангел, возвещавший русским победу над неверными. Весной Владимир с
сыновьями, киевский князь Святополк со своим сыном, Ярослав и Давид с
сыном на второй неделе поста отправились к Суле, перешли через Псёл,
Ворсклу и 23 марта пришли к Дону, а 27 в страстной понедельник разбили
наголову половцев на реке Сальнице и воротились обратно со множеством
добычи и пленников. Тогда, говорит летопись, слава о подвигах русских
прошла ко всем народам: грекам, ляхам, чехам и дошла даже до Рима. С тех
пор надолго половцы перестали тревожить русскую землю.
В 1113 году умер Святополк, и киевляне, собравшись на вече, избрали
Владимира Мономаха своим князем; но Владимир медлил; между тем киевляне,
недовольные поборами своего покойного князя, напали на дом его любимца
Путяты и разграбили жидов, которым потакал Святополк во время своего
княжения и поверял собрание доходов. В другой раз послали киевляне к
Владимиру послов с такой речью: "Иди, князь, в Киев, а не пойдешь, так
разграбят и княгиню Святополкову, и бояр, и монастыри; и будешь ты
отвечать, если монастыри ограбят". Владимир прибыл в Киев и сел на столе
по избранию киевской земли.
Время его княжения до смерти, последовавшей в 1125 году, было периодом
самым цветущим в древней истории Киевской Руси. Уже ни половцы и никакие
другие иноплеменники не беспокоили русского народа. Напротив, сам
Владимир посылал своего сына Ярополка на Дон, где он завоевал у половцев
три города и привел себе жену, дочь ясского князя, необыкновенную
красавицу. Другой сын Владимира Мстислав с новгородцами нанес поражение
Чуди на балтийском побережье, третий сын Юрий победил на Волге болгар.
Удельные князья не смели заводить междоусобиц, повиновались Мономаху и в
случае строптивости чувствовали его сильную руку. Владимир прощал
первые попытки нарушить порядок и строго наказывал вторичные. Так,
например, когда Глеб Мстиславич, один из кривских князей, напал на Слуцк
и сжег его, Владимир пошел на Глеба войною, но Глеб поклонился
Владимиру, просил мира, и Владимир оставил его княжить в Минске; но
несколько лет спустя, вероятно, за такой же проступок, Владимир вывел
Глеба из Минска, где он и умер. Точно так же в 1118 году Владимир,
собрав князей, пошел на волынского князя Ярослава Святополковича, и
когда Ярослав покорился ему и ударил челом, он оставил его во Владимире,
сказав ему: "Всегда иди, когда я тебя позову". Но потом Ярослав напал
на Ро-стиславичей и навел на них ляхов; кроме того, он дурно обращался
со своею женою; Владимир сердился на него и за это. Владимир выгнал
Ярослава, отдавши Владимир-Волынский своему сыну Андрею. Ярослав
покушался возвратить себе Владимир с помощью ляхов, венгров и чехов, но
не успел, и был изменнически убит ляхами.
Не так удачны были дела Мономаха с Грецией. Он отдал свою дочь за Леона,
сына византийского императора Диогена, но вслед за тем в Византии
произошел переворот. Диоген был низвергнут Алексеем Комнином. Леон с
помощью тестя хотел приобрести себе независимую область в греческих
владениях на Дунае, но был умерщвлен убийцами, подосланными Комнином.
Леон оставил сына, для которого Мономах хотел приобрести то же самое
владение в Греции, которого добивался Леон, и сначала воевода Владимиров
Войтишич, посадил было Владимировых посадников в греческих дунайских
городах, но греки прогнали их, а в 1122 году Владимир помирился с
преемником Алексея, Иоанном Комнином и отдал за него свою внучку, дочь
Мстислава.
Владимир Мономах является в русской истории законодателем. Еще ранее
его, при детях Ярослава, в "Русскую Правду" вошли важные изменения и
дополнения. Важнейшее из изменений было то, что месть за убийство была
устранена, а вместо того введено наказание платежом вир. Это повлекло к
усложнению законодательства и к установлению многих статей, касающихся
разных случаев обид и преступлений, которые влекли за собой платеж вир в
различном размере. Таким образом, различные размеры вирных платежей
назначались за разного рода оскорбления и побои, наносимые одними лицами
другим, как равно и за покражу разных предметов. Независимо от платежа
виры за некоторые преступления, как например, за разбойничество и
зажигательство, виновный подвергался потоку и разграблению-древнему
народному способу наказания преступника. Убийство вора не считалось
убийством, если было совершено при самом воровстве, когда вор еще не был
схвачен. При Мономахе, на совете, призванном им и составленном из
тысячских: киевского, белогородского, переяславского и людей своей
дружины, постановлено было несколько важных статей, клонившихся к
ограждению благосостояния жителей. Ограничено произвольное взимание рез
(процентов), которое при Святополке доходило до больших злоупотреблений и
вызвало по смерти этого князя преследование жидов, бывших ростовщиками.
При Владимире установлено, что ростовщик может брать только три раза
проценты и если возьмет три раза, то уже теряет самый капитал. Кроме
того, постановлен был дозволенный процент: 10 кун за гривну, что
составляло около трети или несколько более, если принимать упоминаемую
гривну гривною куна 2 .
Частые войны и нашествия половцев разоряли капиталы, являлись неоплатные
должники, а под видом их были и плуты. Торговые предприятия подвергали
купца опасностям; от этого и те, которые давали ему деньги, также
находились в опасности потерять свой капитал. Отсюда и высокие проценты.
Некоторые торговцы брали у других купцов товары, не платя за них деньги
вперед, а выплачивали по выручке с процентами; по этому поводу
возникали обманы. При Владимире положено было различие между тем
неоплатным купцом, который потерпит нечаянно от огня, от воды или от
неприятеля, и тем, который испортит чужой товар, или пропьет его, или
"пробьется", т. е. заведет драку, а потом должен будет заплатить виру
или "продажу" (низший вид виры). При несостоятельности купца следовало
принимать во внимание: от какой причины он стал несостоятелен. В первых
случаях, т. е. при нечаянном разорении, купец не подвергался насилию,
хотя не освобождался от платежа долга. Некоторые брали капитал от разных
лиц, а также и у князей. В случае несостоятельности такого торговца его
вели на торг и продавали его имущество. При этом гость, т. е. человек
из иного города или чужеземец, имел первенство перед другими
заимодавцами, а за ним князь, потом уже прочие заимодавцы получали
остальное. Набеги половцев, проценщина, корыстолюбие князей и их
чиновников - все способствовало тому, что в массе народа умножались
бедняки, которые, не будучи в состоянии прокормить себя, шли в наемники к
богатым. Эти люди назывались тогда "закупами". С одной стороны, эти
закупы, взяв от хозяина деньги, убегали от него, а с другой - хозяева
взводили на них разные траты по хозяйству и на этом основании притесняли
и даже обращали в рабство. Закон Мономаха дозволял закупу жаловаться на
хозяина князю или судьям, налагал определенную пеню за сделанные ему
обиды и притеснения, охранял его от притязания господина в случае
пропажи или порчи какой-нибудь вещи, когда на самом деле закуп был не
виноват; но зато с другой стороны -угрожал закупу полным рабством в
случае, если он убежит, не выполнив условия. Кроме закупов, служащих во
дворах хозяев, были закупы "ролейные" (поселенные на землях и обязанные
работою владельцу). Они получали плуги и бороны от владельца, что
показывает обеднение народа; хозяева нередко придирались к таким закупам
под предлогом, что они испортили данные им земледельческие орудия, и
обращали в рабство свободных людей. Отсюда возникла необходимость
определить: кто именно должен считаться холопом. Законодательство
Владимира Мономаха определило только три случая обращения в холопство:
первый случай, когда человек сам добровольно продавал себя в холопы или
когда господин продавал его на основании прежних прав над ним. Но такая
покупка должна была непременно совершаться при свидетелях. Второй случай
обращения в рабство - принятие в супружество женщины рабского
происхождения (вероятно, случалось, что женщины искали освобождения от
рабства посредством замужества). Третий случай, когда свободный человек
без всякого договора сделается должностным лицом у частного человека
(тиунство без ряду, или привяжет ключ к себе без ряду). Вероятно, это
было постановлено потому, что некоторые люди, приняв должность,
позволяли себе разные беспорядки и обманы, и, за неимением условий,
хозяева не могли искать на них управы. Только исчисленные здесь люди
могли быть обращаемы в холопы. За долги нельзя было обращать в
холопство, и всякий, кто не имел возможности заплатить, мог отработать
свой долг и отойти. Военнопленные, по-видимому, также не делались
холопами, потому что об этом нет речи в "Русской Правде" при
перечислении случаев рабства. Холоп был тесно связан с господином:
господин платил его долги, а также выплачивал цену украденного его
холопом. Прежде, при Ярославе, за побои, нанесенные холопом свободному
человеку, следовало убить холопа, но теперь постановили, что в таком
случае господин платил за раба пеню. Холоп вообще не мог быть
свидетелем, но когда не было свободного человека, тогда принималось и
свидетельство холопа, если он был должностным лицом у своего господина.
За холопа и рабу вира не полагалась, но убийство холопа или рабы без
вины наказывалось платежом князю "продажи". По некоторым данным ко
временам Мономаха следует отнести постановления о наследстве.
Вообще, по тогдашнему русскому обычному праву, все сыновья наследовали
поровну, а дочерям обязывались выдавать приданое при замужестве;
меньшому сыну доставался отцовский двор. Каждому, однако,
предоставлялось распорядиться своим имуществом по завещанию. В правах
наследства бояр и дружинников и в правах смердов существовала та
разница, что наследство бояр и дружинников ни в каком случае не
переходило к князю, а наследство смерда (простого земледельца)
доставалось князю, если смерд умирал бездетным. Женино имение оставалось
неприкосновенным для мужа. Если вдова не выходила замуж, то оставалась
полной хозяйкой в доме покойного мужа, и дети не могли удалить ее.
Замужняя женщина пользовалась одинаковыми юридическими правами с
мужчиной. За убийство или оскорбления, нанесенные ей, платилась
одинаковая вира, как за убийство или оскорбления, нанесенные мужчине.
Местом суда в древности были: княжеский двор и торг, и это означает, что
был суд и княжеский, но был суд и народный - вечевой, и, вероятно,
постановления Русской Правды, имеющие главным образом в виду соблюдение
княжеских интересов, не обнимали всего вечевого суда, который
придерживался давних обычаев и соображений, внушенных данными случаями.
Доказательствами на суде служили: показания свидетелей, присяга и,
наконец, испытание водою и железом; но когда было введено последнее - мы
не знаем.
Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета состояния художественной
и литературной деятельности на Руси. В Киеве и в других городах
воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью: так, при
Святополке построен был в Киеве Михайловский Золотоверхий монастырь,
стены которого существуют до сих пор, а близ Киева - Выдубицкий
монастырь на месте, где был загородный двор Всеволода; кроме того,
Владимир перед смертью построил прекрасную церковь на Альте, на том
месте, где был убит Борис. К этому времени относится составление нашей
первоначальной летописи. Игумен Сильвестр (около 1115 года) соединил в
один свод прежде существовавшие уже отрывки и, вероятно, сам прибавил к
ним сказания о событиях, которых был свидетелем. В числе вошедших в его
свод сочинений были и писания летописца Печерского монастыря Нестора,
отчего весь Сильвестров летописный свод носил потом в ученом мире
название Несторовой летописи, хотя и неправильно, потому что далеко не
все в ней писано Нестором, и притом не все могло быть писано одним
только человеком. Мысль описывать события и расставлять их
последовательно по годам явилась вследствие возникшего знакомства с
византийцами-летописцами, из которых некоторые, как, например, Амартол и
Малала были тогда известны в славянском переводе. Сильвестр положил
начало русскому летописанию и указал путь другим после себя. Его свод
был продолжаем другими летописцами по годам и разветвился на многие
отрасли, сообразно различным землям русского мира, имевшим свою
отдельную историю. Непосредственным и ближайшим по местности
продолжением Сильвестрова летописного свода была летопись, занимающаяся
преимущественно киевскими событиями и написанная в Киеве разными лицами,
сменившими одно другое. Летопись эта называется "Киевскою"; она
захватывает время Мономаха, идет через все XII столетие и прерывается на
событиях начальных годов XIII столетия. Во времена Мономаха, вероятно,
было переведено многое из Византийской литературы, как показывают
случайно уцелевшие рукописи, которые относят именно к концу XI и началу
XII века. Из нашей первоначальной летописи видно, что русские грамотные
люди могли читать на своем языке Ветхий Завет и жития разных святых.
Тогда же по образцу византийских жизнеописателей стали составлять жития
русских людей, которых уважали за святость жизни и смерти. Так, в это
время уже написано было житие первых основателей Печерской обители:
Антония и Феодосия и положено было преподобным Нестором, печорским
летописцем, начало Патерика, или сборника житий печерских святых,
сочинения, которое, расширяясь в объеме от новых добавлений, составляло
впоследствии один из любимых предметов чтения благочестивых людей. В
этот же период написаны были жития Св. Ольги и Св. Владимира монахом
Иаковом, а также два отличных одно от другого повествования о смерти
князей Бориса и Глеба, из которых одно приписывается тому же монаху
Иакову. От современника Мономахова, киевского митрополита Никифора,
родом грека, осталось одно Слово и три Послания: из них два обращены к
Владимиру Мономаху, из которых одно обличительное против латин. Тогда
уже окончательно образовалось разделение церквей; вражда господствовала
между писателями той и другой церкви, и греки старались привить к
русским свою ненависть и злобу к Западной церкви. Другой современник
Мономаха, игумен Даниил, совершил путешествие в Иерусалим и оставил по
себе описание этого путешествия. Несомненно, кроме оригинальных и
переводных произведений собственно религиозной литературы, тогда на Руси
была еще поэтическая самобытная литература, носившая на себе более или
менее отпечаток старинного язычества. В случайно уцелевшем поэтическом
памятнике конца XII века: "Слово о полку Игоря" упоминается о певце
Бояне, который прославлял события старины и между прочим события XI
века; по некоторым признакам можно предположить, что Боян воспевал также
подвиги Мономаха против половцев. Этот Боян был так уважаем, что
потомство прозвало его Соловьем старого времени. Сам Мономах написал
"Поучение своим детям", или так называемую Духовную. В ней Мономах
излагает подробно события своей жизни, свои походы, свою охоту на диких
коней (зубров?), вепрей, туров, лосей, медведей, свой образ жизни,
занятия, в которых видна его неутомимая деятельность. Мономах дает детям
своим советы как вести себя. Эти советы, кроме общих христианских
нравоучений, подкрепляемые множеством выписок из Священного Писания,
свидетельствующих о начитанности автора, содержат в себе несколько черт
любопытных, как для личности характера Мономаха, так и для его века. Он
вовсе не велит князьям казнить смертью кого бы то ни было. "Если бы даже
преступник и был достоин смерти, - говорит Мономах, - то и тогда не
следует губить души". Видно, что князья в то время не были окружены
царственным величием и были доступны для всех, кому была до них нужда:
"Да не посмеются приходящие к вам ни дому вашему, ни обеду вашему".
Мономах поучает детей все делать самим, во все вникать, не полагаться на
тиунов и отроков. Он завещает им самим судить и защищать вдов, сирот и
убогих, не давать сильным губить слабых, приказывает кормить и поить
всех приходящих к ним. Гостеприимство считается у него первою
добродетелью: "Более всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел:
посол ли, знатный ли человек или простой, всех угощайте брашном и
питием, а если можно, дарами. Этим прославится человек по всем землям",
завещает им посещать больных, отдавать последний долг мертвым, помня,
что все смертны, всякого встречного обласкать добрым словом, любить
своих жен, но не давать им над собою власти, почитать старших себя как
отцов, а младших как братьев, обращаться к духовным за благословением,
отнюдь не гордиться своим званием, помня, что все поручено им Богом на
малое время, и не хоронить в земле богатств, считая это великим грехом.
Относительно войны Мономах советует детям не полагаться на воевод, самим
наряжать стражу, не предаваться пирам и сну в походе, и во время сна в
походе не снимать с себя оружие, а проходя с войском по русским землям
ни в каком случае не дозволять делать вред жителям в селах или портить
хлеб на полях. Наконец, он велит им учиться и читать и приводит пример
отца своего Всеволода, который, сидя дома, выучился пяти языкам.
Мономах скончался близ Переяславля у любимой церкви, построенной на
Альте, 19 мая 1125 года, семидесяти двух лет от роду. Тело его было
привезено в Киев. Сыновья и бояре понесли его к Св. Софии, где он и был
погребен. Мономах оставил по себе память лучшего из князей. "Все злые
умыслы врагов, - говорит летописец, - Бог дал под руки его; украшенный
добрым нравом, славный победами, он не возносился, не величался, по
заповеди Божией добро творил врагам своим и паче меры был милостив к
нищим и убогим, не щадя имения своего, но все раздавая нуждающимся".
Монахи прославляли его за благочестие и за щедрость монастырям. Это-то
благодушие, соединенное в нем с энергическою деятельностью и умом,
вознесло его так высоко и в глазах современников, и в памяти потомства.
Вероятно, народные эпические песни о временах киевского князя Владимира
Красное Солнышко, так называемые былины Владимирова цикла, относятся не к
одному Владимиру Святому, но и ко Владимиру Мономаху, так что в
поэтической памяти народа эти два лица слились в одно. Наше
предположение может подтверждаться следующим: в Новгородской летописи
под 1118 годом Владимир с сыном своим Мстиславом, княжившим в Новгороде,
за беспорядки и грабежи призвал из Новгорода и посадил в тюрьму
сотского Ставра с несколькими соумышленниками его, новгородскими
боярами. Между былинами Владимирова цикла есть одна былина о Ставре
боярине, которого киевский князь Владимир засадил в погреб (тюрьмами в
то время служили погреба), но Ставра освободила жена его, переодевшись в
мужское платье. Имя Владимира Мономаха было до того уважаемо потомками,
что впоследствии составилась сказка о том, будто византийский император
прислал ему знаки царского достоинства, венец и бармы, и через
несколько столетий после него спустя московские государи венчались
венцом, который назвали "шапкою" Мономаха.
Рассуждая беспристрастно, нельзя не заметить, что Мономах в своих
наставлениях и в отрывках о нем летописцев является более безупречным и
благодушным, чем в своих поступках, в которых проглядывают пороки
времени, воспитания и среды, в которой он жил. Таков, например, поступок
с двумя половецкими князьями, убитыми с нарушением данного слова и прав
гостеприимства; завещая сыновьям умеренность в войне и человеколюбие,
сам Мономах, однако, мимоходом сознается, что при взятии Минска, в
котором он участвовал, не оставлено было в живых ни челядина, ни
скотины. Наконец, он хотя и радел о русской земле, но и себя не забывал
и, наказывая князей действительно виноватых, отбирал их уделы и отдавал
своим сыновьям. Но за ним в истории останется то великое значение, что,
живя в обществе, едва выходившем из самого варварского состояния,
вращаясь в такой среде, где всякий гонялся за узкими своекорыстными
целями, еще почти не понимая святости права и договора, один Мономах
держал знамя общей для всех правды и собирал под него силы русской
земли.
1. Еще раньше Вячеслав, княживший в Смоленске, умер; князья
перевели туда из Волыни Игоря, а по смерти Игоря назначили туда князем
Владимира Мономаха помимо детей Игоря. Равным образом на Волыни не было
наследственной преемственности между князьями, а киевские князья
помещали там своих сыновей; так что, когда княжил в Киеве Изяслав, на
Волыни был его сын, а когда Святослав овладел Киевом, то поместил там
своего сына; когда же Святослав умер и Изяслав опять сделался князем в
Киеве, на Волыни стал княжить сын Изяслава.
2. Гривна была - гривна серебра и гривна кун. Гривна
серебра была двоякая: большая, состоявшая в серебряных кусках, которые
попадаются весом от 43 до 49 золот., и гривна малая - в кусках от 35 до
32 золот. Семь гривен кун составляло гривну серебра, следовательно,
гривна кун составляла приблизительно от 6 до 7 или от 5 до 6 золотников
серебра.
|